Главная Записи Макроэкономика

28.12.2022, 21:30

С 2023 года в Казахстане вступает в силу бюджетное правило! Поможет ли оно экономике?

Категории: Макроэкономика, Казахстан

С 2023 года в Казахстане вступает в силу так называемое бюджетное правило – не рядовое событие с учетом, что с момента перехода Казахстана на политику инфляционного таргетирования прошло почти 8 лет, а страну до сих пор раздирает конфликт фискальной и монетарной политик! Но стоит забить в поисковике фразу «бюджетное правило Казахстана», и выходит очень скудный результат, если не считать, что недавно АКРА дала свою расшифровку. Судя по всему, регуляторы отправляют за изучением правила в бюджетный кодекс, позабыв, что монетарная политика любит, когда ее разъясняют субъектам экономики.

И так, что из себя представляет бюджетное правило Казахстана? Начать надо с того, что оно отличается от бюджетного правила России (того, что было, и того, что будет), доказавшего свою эффективность в прошлом. Сравните: в России объем госрасходов бюджета определяется как сумма ПОСТОЯННОГО объема нефтегазовых доходов (ранее – исходя из цены на нефть 40 долларов) и ПЕРЕМЕННОГО объема ненефтегазовых доходов с передачей избытка нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния. Следует отметить, что в прошлом при повышении цен на нефть центральному банку РФ и, в частности, его главе Эльвире Набиуллиной удавалось неоднократно сдерживать давление от так называемых экспертов, предлагавших увеличить цену отсечения на нефть для увеличения государственных трат! Набиуллина (не дословно) говорила: «Правило перестанет быть правилом, если его начать изменять».

В Казахстане же госбюджет формируется за счет так называемых нетрансфертных доходов, гарантированного и целевого трансфертов из Нацфонда, и новым бюджетным правилом регламентируется размер трансфертов, а не госдоходов или расходов бюджета напрямую (по ценам на нефть на уровнях 48,9, 42,2 и 40,3 долларов соответственно в 2023, 2024 и 2025 годах)!

Казалось бы, трансферты Нацфонда теперь регулируются, но в реальности главный источник инфляции в Казахстане – госрасходы, так и не попал в поле зрения бюджетного правила. Более того, показательным является тот факт, что предельный темп госрасходов определяется как сумма инфляции и реального роста ВВП с напоминанием, что первый показатель в среднем за последние 20 лет составлял 8,5%, тогда как второй – 3-4%! Именно поэтому в принятом госбюджете на 2023-2025 годы госрасходы конкретно в следующем году увеличиваются на 15%! Хотя для 2024 и 2025 годов заложенный рост составляет 4 и 5% соответственно, понятно, что никто в Казахстане не дает гарантий, что в будущем госрасходы не будут пересмотрены или попросту не будет изменено само правило. В конце концов, в далеком августе 2015 года Казахстан также ставил таргет по инфляции в размере 4%, который успешно отодвигается до лучших времен по сей день.

В результате имеем, что при бюджетном правиле Казахстана риски опережающего увеличения госрасходов и, следовательно, повышенной инфляции остаются, остается и риск увеличения госдолга. Не удивительно, что прогноз Нацбанка по инфляции на 2023 год составляет 11-13%.

Правило на то и правило, что должно отвечать трем условиям – быть эффективным, не иметь риска изменения / отмены и быть понятным для общественности (поскольку экономический рост строится на поведении субъектов). К сожалению, последние два условия также не выполняются для Казахстана – где-то из-за недостатка накопленного опыта, где-то фундаментально. Таким образом, мы считаем, что в Казахстане реально нет бюджетного правила, по крайней мере, до тех пор, пока оно не докажет со временем свою жизнеспособность и эффективность. Но на бумаге, да, в Казахстане есть и политика инфляционного таргетирования, и теперь уже бюджетное правило…((((

 

Связанные статьи на Корнере:

Авария в Экибастузе – кто виноват в реальности? (06.12.2022)

Макро Казахстан vs Россия (декабрь 2022) (30.11.2022)

Главное из Послания Токаева народу Казахстана (01.09.2022)

Избыточная ликвидность VS недофинансирование экономики, безработица против спроса на труд (15.08.2022)

Про «длинные» и «короткие» деньги в Казахстане (03.08.2022)

Казахстан накрывает ассортиментная инфляция. Как это? (30.11.2021)

Как добиться увеличения корпкредитования в Казахстане? Без снижения инфляции (23.02.2021)

Стратегическая ошибка. Казахстан все-таки даст возможность использования пенснакоплений на покупку недвижимости (03.09.2020)

Презентация по решению экономических проблем Казахстана (29.01.2020)

Создано: 28.12.2022, 21:30
Понравилось? Лайкни!
Комментарии ({{cc.current.comments.length}})
{{comment.created_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm'}} Отредактирована {{ comment.updated_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm' }}
×

{{child.created_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm'}} Отредактирована {{ child.updated_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm' }}
×
Комментариев пока нет