23.02.2021, 16:04
Как добиться увеличения корпкредитования в Казахстане?
Без снижения инфляции
Категории: Макроэкономика, Казахстан
В стране уже длительное время обсуждают вопрос, каким образом стимулировать коммерческие банки кредитовать реальную экономику и в то же время обуздать потребительское кредитование, а еще – как развить местный фондовый рынок. Самое лучшее решение – это, конечно, ввести бюджетное правило и понизить таргет по инфляции до 2% - это долго, но правильно, о чем многократно писалось здесь на сайте. Но поскольку мы живем в Казахстане, где ищут легкие и быстрые пути для разрешения той или иной проблемы, то и решение здесь будет предлагаться фундаментально неверное, но способное несколько развернуть потоки в нужном для экономики направлении. То есть все, как мы любим…
А проблема есть, и она – большая. С момента перехода на политику инфляционного таргетирования в августе 2015 года (что стало чисто номинальной вещью, поскольку в ней изменился лишь подход к валютному ценообразованию), в коммерческих банках страны стала копиться большая ликвидность. И в настоящий момент она оценивается почти в 15 трлн. тенге! То есть на уровне годовых госрасходов Казахстана.
На практике процесс накопления средств в банках выглядит так: государство создает госрасходы, которые по различным каналам попадают в кошельки домашних хозяйств, а от них уже коммерческим банкам в виде вкладов. Последние, в свою очередь, не находят нужного объема внутренних производителей для кредитования (из-за сохраняющегося инфляционно-девальвационного давления), и крен их деятельности смещается в сторону потребительских займов (оплаты импортной продукции) и инвестирования в ценные бумаги, включая зарубежные. Ниже слева показан график правильного функционирования банковского мультипликатора в развитых странах, справа – так, как это происходит в Казахстане.
Предложения по решению проблемы
Но коммерческие банки с их депозитами являются не единственным звеном в процессе превращения денег М0 в денежную массу М3. Помимо них, таковыми являются и инвестиционные дома посредством функционирования рынка ценных бумаг. Ведь фирмы могут привлекать капитал от домашних хозяйств не только посредством получения банковских займов, но и путем выпуска корпоративных облигаций. Следовательно, для того чтобы решить проблему с застоем в банковском мультипликаторе в Казахстане, надо попросту дестимулировать домашние хозяйства нести деньги в коммерческие банки, а направить их, например, в рынок ценных бумаг. Предполагается, что последний сможет запустить банковский мультипликатор как раз счет изобилия финансовых инструментов с разным базовым риском.
Таким образом, предлагаются следующие решения:
- Кардинально снизить ставку по депозитам в тенге ниже уровня инфляции. Либо оставить за банками только долгосрочные депозиты (от 1-го года) с аннулированием накопленных процентов при досрочном изъятии.
- Активизировать кредитную деятельность государственного Банка Развития Казахстана и, кроме того, дать ему доступ на прием вкладов физических лиц, но без ограничения по ставкам, как для коммерческих банков. Предполагается, что БРК частично заменит в корпоративном кредитовании частные банки.
- Министерству финансов увеличить выпуск долгосрочных гособлигаций с замещением эмиссии краткосрочных нот НБРК.
- Упростить для фирм привлечение долевого финансирования на бирже, найти баланс в правах миноритарных и мажоритарных акционеров. Осуществить массовую приватизацию гособъектов.
- Ограничить неквалифицированным гражданам покупку иностранных ценных бумаг (как это происходит сейчас в России, которая, как известно, пошла путем снижения фактических ставок ниже инфляционных ожиданий и столкнулась с вызовом массового перетока капитала из банков на фондовый рынок).
- Запретить доступ к получению финансирования на фондовом рынке для микрофинансовых организаций, поскольку они не участвуют в формировании реального продукта и не подходят по своему мандату для привлечения биржевых средств.
На выходе получаем переток капитала из банковского сектора в реальную экономику Казахстана посредством инструментов рынка ценных бумаг. Главные операторы – БРК, сам Минфин через увеличение госрасходов, отечественные инвестдома (вместо коммерческих банков).
На банковском секторе данные меры отразятся двояко. Во-первых, слабые банки, очевидно, пострадают (благо, они сейчас в меньшинстве). Но, с другой стороны, у банков возрастет процентная маржа и, следовательно, их аппетит к риску, что также подключит банки к кредитованию реальной экономики. Одновременно с этим сократится потребкредитование и, очевидно, импульс для развития получит рынок ценных бумаг.
При этом если внутри данной административной стратегии будут действовать преимущественно рыночные силы, рост банковского мультипликатора и денежной массы не должен вызвать повышение инфляции за счет соответствующего увеличения внутреннего производства.
Вопрос раскачки банковского мультипликатора является действительно сложным, и пока не просматривается иных (альтернативных) методов по его разрешению, помимо вышепредставленных.
Но, как было отмечено в самом начале статьи, наилучшим решением проблемы с банковским кредитованием является выстраивание таких законов, которые позволят снизить фактическую инфляцию и, главное, инфляционные ожидания субъектов до уровня развитых стран. Снижение инфляции сделает ненужным функционирование госинститутов и устранит госвмешательство, в том числе вышеописанное. Экономика станет свободной и рыночной, то есть так, как это происходит в развитых странах.
Связанные статьи на Корнере:
Макро Казахстан vs Россия (февраль 2021) (30.01.2021)
В Казахстане создан Высший совет по реформам (15.09.2020)
Стратегическая ошибка. Казахстан все-таки даст возможность использования пенснакоплений на покупку недвижимости (03.09.2020)
Презентация по решению экономических проблем Казахстана (29.01.2020)
Изменить Изображение