Сегодня президент Казахстана выступил с ежегодным Посланием к народу, шестым по счету. И, наверное, его результаты в какой-то степени характеризует произошедшее падение фондового рынка – не рост, не флэт, а именно падение.
По дню индекс KASE понизился на 0,4% с учетом, что он включает лишь ограниченный набор акций из ограниченного числа отраслей. При этом внутри индекса больше всего досталось банкам! Так, акции Халыка и Каспи понизились на 2,6 и 1,4% соответственно, хотя на LSE, которая закрывается позже KASE, упали на 6,8 и 3,3% соответственно.
Прилетели плохие новости и для самой KASE, для которой анонсированное «объединение» с МФЦА грозит передачей всех своих операций последней с последующим исчезновением.
Касым-Жомарт Токаев выступал ровно 1,5 часа! Он сделал предложения по многим темам, которые местами противоречили друг другу, но в целом с трудом поддавались оценке из-за общих набросков. К примеру, президент упомянул необходимость гармонизации фискальной и монетарной политик (надо понимать, с целью повышения инфляционной стабильности), но при этом анонсировал новые направления для госинвестиций, изменения в действующих правилах налогообложения, дал карт-бланш на повышение тарифов естественных монополистов.
Нашей главной задачей при оценке Послания было понимание ключевого вопроса – отойдет ли Казахстан от модели «достижения краткосрочного экономического роста любыми способами» в сторону модели «инфляционной стабильности», которой придерживаются все развитые и некоторые успешные развивающиеся экономики. Ответ, скорее, нет, чем да. А Казахстану всего-то нужны три вещи – (1) это снижение таргета по инфляции до 2-3% с немедленным исполнением, (2) действенное бюджетное правило, как для добывающей страны, и (3) независимый центральный банк. Снова и снова мы не слышим в речи госчиновников этих фраз на пару минут. (Но если бы услышали, думаем, что сегодня фондовый рынок Казахстана вырос бы, а не упал!)
Более того, уместно упомянуть, что 29 августа, министр нацэкономики сообщил, что правительство в базовом прогнозе ждет реального роста ВВП со следующего года на очень высоком уровне – 5,3% с дальнейшим повышением до 6% в 2028 году! Судя по всему, эти цели не меняются.
Наконец, после Послания сложилось ощущение, что курс тенге в Казахстане будет оставаться какое-то время стабильным, то есть не будет ослабевать для устранения его текущей чрезмерной крепости.
Не мы, а, в первую очередь, теория говорит, что инфляция способна разьедать любые самые смелые планы, и не та, что была в 2022 году (20,3%) или которая есть сейчас (13,1%), а та ползучая инфляция, на уровне 8-9%, которая была в среднем за последние 20 лет. Приводить к деградации внутреннего производства, высокой импортозависимости, слабым фининститутам, как следствие, чрезмерному присутствию государства в экономике.
Что касается банков, можно напомнить, что Казахстан в нулевых уже проходил адмдавление на них и тоже из-за высокой прибыли и маржи. Тогда это закончилось системным кризисом с сохраняющимся эхом до сих пор. Высокая (более правильно, достаточная) маржа – это способность банка абсорбировать риски, которые он на себя берет.
Но здесь необходимо отметить и другое, что слабое корпкредитование в Казахстане – главный предмет критики банковской деятельности, не запускается по причине высоких процентных ставок в стране или, если точно, высокой инфляции. Спрос на кредиты в стране – действительно колоссальный, но вот только бизнес не готов брать их по двузначным ставкам. В результате в стране был и остается парадокс-дисбаланс: с одной стороны, в экономике присутствует избыточная ликвидность, с другой стороны, предприятия испытывают ее дефицит. Это же дает понимание, что давить на банки в этом вопросе, прямо и косвенно, (без снижения инфляции) бесполезно!
Связанные статьи на Корнере:
Макро Казахстан vs Россия (сентябрь 2023) (31.08.2023)
Новый прогноз по курсу рубля и тенге (старый себя отработал) (17.08.2023)
Нацбанк объявил о повышении целевого ориентира по инфляции до 5%! (05.07.2023)
С 2023 года в Казахстане вступает в силу бюджетное правило! Поможет ли оно экономике? (28.12.2022)
Авария в Экибастузе – кто виноват в реальности? (06.12.2022)