03.12.2024, 10:23
Статья Корнера на Форбсе: Дело не в дефиците бюджета, дело в инфляции!
Категории: Макроэкономика, Казахстан
Вчера на Forbes.kz вышла статья Корнера по проблемам экономики Казахстана, подготовленная специально для этого ресурса. См. здесь.
При этом надо заметить, что работа над этим проектом была начата еще 18 ноября, то есть до того, как Казахстан накрыла турбулентность на валютном рынке.
И пользуясь случаем, в отдельности благодарим журналиста Форбс – давнего обозревателя фондового рынка Казахстана Татьяну Батищеву за инициативу по написанию этой статьи и, в частности, за то, что она была опубликована в оригинальном виде.
Для удобства приводим выпущенную статью здесь на Корнере.
Проблема Казахстана – не в дефиците бюджета как таковом. И не в том, что у Казахстана растет долг и не копятся резервы, или в том, что экономический рост является вялым. Все это – дисбалансы-последствия.
Главная проблема в другом – в инфляционной политике государства, точнее в политике государства, допускающей повышенную инфляцию, от которой вышеуказанные дисбалансы сохраняются и даже углубляются.
Высокая инфляция – это не только быстрое удорожание жизни для граждан, но еще и утрата конкурентоспособности внутренних производителей, необходимость систематической девальвации тенге, постоянно высокие процентные ставки.
Теория говорит, что в мире девальвируют только те валюты, которые имеют более высокую инфляцию, чем у стран-конкурентов. К примеру, если инфляция в Казахстане составляет 8%, в США – 2%, то тенге к доллару должен девальвировать ежегодно примерно на 6%. Ежегодно! Если же этого не происходит или происходит с опозданием, внутренние производители теряют конкурентоспособность перед импортной продукцией. По этой же причине приток иностранных инвестиций в страну останавливается.
В отдельности негативное влияние от повышенной инфляции происходит на сектор услуг, в том числе сектор госуслуг и рынок занятости. В условиях конкуренции этот сектор не может производить корректирующее повышение цен вслед за повышением своих оперрасходов, в результате чего вынужден идти на снижение рентабельности, что на выходе приводит к усреднению качества услуг, снижению капитальных затрат и низким зарплатам работников. Как следствие, работники на местах работают без энтузиазма, не получая должную им оплату труда. В таких условиях говорить о повышении производительности экономики невозможно.
Кроме того, высокая инфляция рождает ожидание девальвации, а последнее приводит к долларизации экономики, когда часть страновых накоплений просто перестает работать на экономику страны и в целом делает ее менее устойчивой.
Наконец, высокая инфляция делает собственный капитал и кредит в стране неподъемно дорогим, что само по себе является большой проблемой. Всем известно, что в банковской системе Казахстана накопился гигантский объем наличности (около 25 трлн. тенге), который был бы еще больше, если крупнейшие банки не включились бы активно в потребкредитование. Стоит, по сути, на месте также фондовый рынок. В результате в Казахстане сложился дисбаланс-парадокс: сам факт наличия высокой инфляции говорит о циркуляции в экономике избыточных денег, но при этом бизнес остро нуждается в деньгах. Отсутствующий мост между сторонами как раз и есть высокая инфляция, выражающаяся в высоких процентных ставках.
И вот так все это вместе делает неэффективным госрасходы Казахстана и его вмешательство в экономику, то есть без перспективы увеличения доходной части бюджета и повышения недобывающего экспорта.
Успешное меньшинство в мире
Вообще надо сказать, что Казахстан, к сожалению, является одной из многих стран в мире, которая работает по старым экономическим лекалам, главный тезис которых звучит так: «Инвестируй больше, чтобы жить лучше». Однако еще с 70-х годов прошлого века были разработаны новые экономические принципы, получившие название Монетаризм (Милтона Фридмана), которые доказывают, что те государства, которые встают на путь повышенных госрасходов и инфляции на выходе остаются только с повышенной инфляцией. Только! Это ответ на вопрос, почему все развитые страны и некоторые успешные развивающиеся экономики таргетируют инфляцию на уровне 2% годовых и по большому счету не вмешиваются в экономику. Да, как раз поэтому.
И здесь приведем современное определение инфляции: инфляция – это опережение роста денежной массы над увеличением внутреннего продукта (оно нам пригодится ниже). Сам факт наличия в стране высокой инфляции говорит о том, что деньги в ней печатаются быстрее, чем появляется внутреннее производство товаров и услуг. Инфляция – это всегда осознанный выбор государства с учетом, что государство контролирует как госрасходы, так и центральный банк с его антиинфляционными арсеналами.
Между тем, заметим, что в правильных экономиках деньги появляются в системе все-таки не от государства, что, как мы видим, понимают далеко не все управленцы! Главным эмитентом денежной массы в правильных экономиках является финансовая система – коммерческие банки и фондовый рынок, посредством действия так называемого Банковского мультипликатора. К примеру, если какой-либо гражданин получит от государства 1 тенге, затем положит его на депозит в банк, а банк выдаст им кредит, который снова вернется в кошелек этого гражданина, то в экономике будет циркулировать уже не 1, а 2 тенге! Так, в Китае показатель «Денежная масса (чисто по банковскому агрегату М2) / Госрасходы» составляет 11, в Казахстане – он стабильно ниже 2, близко к 1,5.
При этом следует обратить внимание, что деньги, которые даются государством через госрасходы, вызывают инфляцию, поскольку направлены на кошельки домашних хозяйств, не создающих внутренний продукт. А вот деньги, выдаваемые фининститутами в виде корпоративных кредитов и через инструменты фондового рынка, не вызывают ее, поскольку создают внутреннее производство, ложащееся в обеспечение денег. Это главное отличие денег государства от денег, которые эмитируют коммерческие и инвестиционные банки. И все, что нужно государству, это выстраивать правильные макроусловия при которых банки и фондовый рынок будут выдавать капитал предпринимателям.
Таким образом, правильная политика государства – это снизить темп госрасходов (не путать с их снижением – это не предлагается, см определение инфляции выше), чтобы уступить место более широкому частному капиталу. При этом вопрос не стоит в снижении дефицита бюджета до нуля или даже до профицитного уровня; все, что нужно, чтобы (ненефтяной) дефицит был умеренным.
При текущей экономической политике государства мы говорим, что невозможно ускорить темпы роста экономики даже до 5-6%. Однако при той политике, которую делают развитые страны, экономику можно за короткие сроки условно учетверить! Благо, у Казахстана все для этого есть – речь идет о сильной Производственной функции ВВП нашей страны (в частности, о наличии природных ресурсов и интеллектуального потенциала нации), сопоставимой с успешными ближневосточными странами.
Обратите внимание, что экономика конечна! Ни одна страна в мире (даже такая крупная как США или Китай) не может производить все, что она желает. Ей приходится делать выбор, чем ей заниматься. Условно если выбор стоит между производством стульев и столов, но именно в стульях заключена большая экономическая эффективность, то выбор должен останавливаться на их производстве (тогда как столы импортироваться). Столы, конечно, можно делать тоже, но это будет просто менее эффективная, менее производительная, то есть менее богатая экономика.
Но кто должен выбирать, что производить? Ни в коем случае не государство. Это должен делать свободный рынок на базе постоянно меняющихся рыночных цен как на внутреннюю продукцию, так и зарубежную. Задачей государства является лишь построение максимально полезной инфраструктуры рынка во всех его смыслах (организация площадок для торговли, обеспечение безопасности, здоровья, борьба с монополиями).
Одним словом, государству, в первую очередь, нужно поменять свою инфляционную политику, в целом отношение к инфляции, одновременно дать свободу рынку, уйти из экономики, а не продолжать придерживаться высокоинфляционной политики и биться над разрешением дисбалансов-последствий, идущих от нее.
Фундаментальные рекомендации для Казахстана
На основании вышесказанного рекомендуется следующее:
- Снижение таргета по инфляции до 2-3% годовых с немедленным исполнением.
- Введение действенного бюджетного правила для Казахстана, как добывающей страны.
- Независимый от исполнительной власти центральный банк.
В настоящий моментв Казахстане ничего этого нет, хотя формально наша страна перешла на политику инфляционного таргетирования еще в августе 2015 года.
Первое (помимо прекращения девальвации в будущем) приведет к естественной смерти многих госагентов и госфининститутов за их ненадобностью, поскольку рыночные ставки опустятся до однозначных чисел, а это – фактор снижения коррупции и построения более эффективного госаппарата.
Вторая мера снимет конфликт между фискальной и монетарной властью по борьбе с инфляцией, приведет в порядок госфинансы страны. Нацбанк Казахстана сможет делать свою работу правильно.
Третья мера приведет к снижению инфляционных ожиданий, появлению долгосрочного планирования и построению фундамента для долгосрочных инвестиций. Мы напоминаем, что (долгосрочным) инвестициям нужно не то, что госорганы готовы давать сейчас, а гарантия того, что инфляция будет оставаться стабильной долгосрочно долго в будущем. И лишь независимый, неполитизированный центральный банк способен сделать это при смене политических курсов страны во времени.
При реализации всех трех мер можно говорить о качественном, сильном экономическом росте Казахстана, уходе от сырьевой направленности экономики страны.
Связанные статьи на Корнере:
Макро Казахстана – из ноября в декабрь (стандартизированный отчет) (01.12.2024)
Изменить Изображение