06.02.2025, 18:50
НДС. Как относится к грядущему повышению?

Категории: Макроэкономика, Общество, Казахстан
28 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание правительства, по результатам которого стало понятно, что власти все-таки будут поднимать НДС, причем скоро! Вместе с этим государство с 1 февраля убрало предельные цены на ГСМ! Как следствие, в обществе снова вспыхнули дебаты о большом дефиците госбюджета и способах, которые выбирают власти для его разрешения. Мы поразмыслили и решили дать тоже свою точку зрения по этому вопросу, хотя не в правилах Корнера констатировать уже случившиеся риски (о которых предупреждалось сайтом ранее).
Немного историй и дефиниций: НДС vs налог с продаж
Но прежде есть необходимость остановиться на определениях налога на добавленную стоимость, что, как нам кажется, будет полезным.
Из статьи на Википедии вытекает, что он пришел на замену налога с продаж: большая часть стран в мире практикует именно НДС, хотя есть страны, которые остались на втором налоге, причем не мелкие, а такие крупные как США и Япония.
Вообще надо сказать, что сам по себе НДС - реально хорош, точнее замысел под ним, но с учетом, что отдельные национальные законодательства могут искажать его.
Так, когда какой-либо производитель производит товар / услугу по цене 100 тг, при НДС в 10% он продаст его / ее по цене 110 тг, из которых 10 тг позже заплатит в бюджет. В свою очередь, если покупатель оставит этот товар у себя, то получается, что фактически именно он заплатит этот налог, из-за чего, собственно, НДС и называют косвенным налогом.
Однако, если покупатель сделает из купленного товара свой товар (с более глубокой переработкой) или просто перепродаст его по цене дороже, скажем, по 120 тг + НДС 12 тг, ему уже не придется платить большую часть этого НДС, поскольку он может зачесть ранее выплаченный налог!
В результате получается, что в бюджет от первого продавца НДС будет уплачен в размере 10 тг, от второго – в размере 2 тг (12-10). Вот этот хороший замысел!
У альтернативного налога с продаж логика значительно хуже, поскольку каждый производитель / продавец в цепочке получения конечной продукции выплатит этот налог в полном объеме: первый продавец - в размере 10 тг, второй – в размере 12 тг. Или этот налог по своей природе должен быть просто меньше, чем НДС.
И в отдельности отметим, что НДС сам по себе не делит производителей в цепочке получения конечной продукции на импортных и внутренних, это делает законодательство отдельных стран.
НДС в Казахстане
Из той же статьи на Википедии видно, что Китай и Россия имеют ставки НДС на уровнях 13 и 20% соответственно. Но как мы поняли, национальное законодательство Казахстана не позволяет зачитывать НДС при импорте товаров НДСом, сформированным по ним за рубежом, даже в государствах ЕАЭС, а это значит, что в каждом конкретном случае завоза товаров на территорию страны должен выплачиваться НДС по ставке 12% (пока еще действующей в Казахстане).
При этом НДС в Казахстане платится оперативно – в течение 20 дней после завершения календарного месяца, в котором осуществлялся завоз. И указывается, что при импорте товара НДС платят как предприниматели, стоящие на учете по нему, так и не стоящие.
Но заметим, что сам налоговый кодекс Казахстана мы не анализировали - поиск по слову «добавленный» дает около 900 совпадений, – а почерпнули информацию из аналитических статей, например, отсюда.
И вот информация по НДС Казахстана, пришедшая от властей 28 января, которую не видел и не обсудил только ленивый:
- НДС хотят поднять с 12% до 16-20%.
- Порог уплаты НДС планируется снизить с 78 до 15 млн. тенге.
- Законопроект планируют представить в 20-х числах февраля.
Ожидаемый эффект от повышения НДС
Обычная логика говорит, что повышение НДС вызовет рост инфляции, обеднение производителей / продавцов и рецессию в экономике, с чем, кажется, все логично. Об этом сейчас много говорится в информационном пространстве.
Однако здесь важно внести важную неочевидную деталь: повышение НДС вызовет рост инфляции только в том случае, если собираемые государством деньги будут возвращены в экономику через госрасходы. Бизнес и экономика не встанут только в том случае, если эти госрасходы будут делаться. Помните, да, что источником инфляции в долгосрочной перспективе являются именно опережающее увеличение денежной массы и в частности, госрасходов?
И все могли слышать, что по результатам расширенного заседания правительства у власти как раз есть намерение проиндексировать соцплатежи и осуществить ряд инвестиционных проектов. А это значит, что экономика Казахстана плюс-минус останется той же, но, понятно, при другом уровнем цен. Единственное, экономика станет более бюрократизированной – к примеру, снижение порога по уплате НДС, очевидно, вызовет увеличение спроса на услуги бухгалтеров.
Таким образом, все это отсылает нас к тому, что гос- экономическая модель Казахстана остается прежней - заточенной на максимизацию (краткосрочного) экономического роста любыми способами в ущерб инфляционной стабильности. Нет никаких сомнений, что при такой модели государство через какое-то время снова встанет перед вопросом большого дефицита госбюджета. Как было отмечено выше, ранее Корнер уже строил такой прогноз, который в итоге реализовался.
Связанные статьи на Корнере:
Статья Корнера на Форбсе: Дело не в дефиците бюджета, дело в инфляции! (03.12.2024)
Изменить Изображение