Вчера Сбербанк РФ опубликовал свою финансовую отчетность за 1-й квартал 2019 года с обзорным заключением аудитора, что случилось намного раньше установленного срока. Это еще одно маленькое подтверждение тому, что Сбербанк во главе с Германом Грефом превращается в финтех-организацию, и если бы не санкционный фактор, его акции можно было рекомендовать к строгой покупке. Однако и это требует пояснения.
Чистая прибыль Сбербанка за 1-й квартал 2019 года составила 227 млрд. рублей, повысившись по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года на скромные 7%. Значение прибыли соответствует показателю ROE на уровне 23,6% в годовом выражении, что хуже результата как 1-го квартала 2018 года (24,7%), так и показателя в целом за 2018 год (24,3%). Тем не менее, анализируя характер полученной прибыли, можно констатировать, что на нее большое влияние вновь оказал убыток от переоценки ценных бумаг, образовавшийся в результате роста процентных ставок на долг в России под влиянием западных санкций.
Но, как показывают макроэкономические отчеты на сайте Корнер, санкционный фактор уходит в России на второй план, тогда как Центральный Банк Российской Федерации вновь настроен по-голубиному в отношении ключевой процентной ставки. Это создает спрос на российский госдолг с перспективой понижения процентных ставок на него и с позитивным влиянием как на чистую процентную прибыль российских банков, так и на их доходы от переоценки больших портфелей ценных бумаг. По нашим расчетам, 3-й и 4-й кварталы 2019 года должны сложиться для Сбербанка выше установленной траектории.
Комментируя выпущенную промежуточную отчетность, заместитель председателя Правления Сбербанка Александр Морозов отметил прохождение в 1-м квартале точки локального минимума процентной маржи и добавил, что у менеджмента в настоящий момент нет оснований для пересмотра прогноза результатов банка на 2019 год. Наша оценочная модель также не претерпевает изменений с расчетом на то, что Сбербанку в 2019 году все же удастся получить чистую прибыль в размере 1 трлн. рублей, что соответствует коэффициенту ROE на уровне 26%.
Мы считаем не случайным факт того, что Соединенные Штаты открыли масштабное политико-экономическое давление на так называемые неугодные режимы именно в 2018 году. Именно в 2018 году Америка продемонстрировала наибольший экономический рост за десятилетие (4,2% во 2-м квартале 2018 года), и, по нашему мнению, использовала этот момент для продвижения своих внешнеполитических интересов. Сейчас, когда экономика самих США балансирует между расширением и сужением деловой активности (в том числе в результате торговых войн), есть высокая вероятность, что истэблишмент страны более не склонен включаться в какие-либо политические авантюры. Как известно, в Конгрессе так и застряли два санкционных законопроекта в отношении России – DASKA и Deter Act, и, судя по всему, они не получат ход в ближайшее время.
Тем не менее, оценивая ситуацию в долгосрочной перспективе, надо понимать, что западные страны, наблюдая за укреплением экономики РФ в результате приведения в порядок фискальной и монетарной политик, никогда не смирятся с этим и будут, так или иначе, оказывать на экономику России политико-экономическое давление. Это является риском для таких организаций как Сбербанк. А пока следует отметить, что в защиту сохранения сильных кредитно-депозитных метрик банка в долгосрочной перспективе выступает, как это ни странно прозвучит, произошедшая с апреля 2018 года девальвация российского рубля на фоне действующего в стране инфляционного таргетирования. Девальвация с одновременным монетарным контролем над инфляцией, безусловно, оказывает поддержку внутреннему бизнесу страны, показывающего все более четкие признаки укрепления и роста.
Активы Сбербанка за 1-й квартал 2019 года повысились на 0,4%. При этом ссудный портфель до вычета резервов понизился на 1,2%, тогда как депозитный возрос на 2,3%. Некоторое влияние на такой исход оказало укрепление курса рубля, наблюдаемое сразу с начала 2019 года.
За 1-й квартал 2019 года финансовый леверидж Сбербанка показал понижение с 8,1 до 7,7. Снижение левериджа является главным аргументов выплаты крупных дивидендов, но Сбербанк пока сохраняет весьма консервативную политику возврата капитала акционерам. Как это известно, Совет директоров рекомендовал годовому общему собранию акционеров утвердить дивиденд на уровне 16 рублей на акцию, что составляет чуть больше 40% от чистой прибыли за 2018 год.
Наконец, доля высоколиквидных средств в активах Сбербанка за 1-й квартал 2019 года увеличилась с 20,0 до 21,4%, и, как видно, продолжает оставаться на приемлемом уровне.
В рамках данного анализа оценка АДР Сбербанка повышается с 25,4 до 28,3 доллара США за штуку, что является исключительно результатом смены в модели отчетного периода с 2018 на 2019 год. Рекомендация «осторожная покупка» АДР и акций Сбербанка остается в силе.
Связанные статьи на Корнере:
4Q18: Сбербанк выпустил отчетность слабее ожиданий (28.02.19)
3Q18: Сбербанк выпустил хорошую отчетность, причем раньше обычного времени (03.11.18)
2Q18: Сбербанк замедлил рост прибыли, но по-прежнему остается сильной организацией (23.08.18)
1Q18: Сбербанк выпустил отчетность лучше ожиданий (30.05.18)
4Q17: оценка АДР Сбербанка повышена c 20,77 до 28,82 долларов США за штуку (28.02.18)