Главная Записи Отрасли

28.11.2019, 22:12

Стагнация эквайринга в Казахстане. Предпринимателей никто не слышит.

28.11.2019
Сегодня Национальный Банк РК гордо отчитался об успехах по платёжным картам за 10 месяцев 2019 года.

Так, по состоянию на 1 ноября 2019 года в обращении находится 31,2 млн. платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило 27,8 млн. дер. (по сравнению с ситуацией на аналогичную дату 2018 года – рост на 42,9% и 55% соответственно).

За десять месяцев 2019 года объемы транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов составили 24,1 трлн. тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года 52%). Количество транзакций за данный период составило 1,2 млрд. транзакций и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 94,1%.

При этом количество и объем безналичных платежей выросли в более 2 раза (количество составило 912 млн. транзакций, объем – 10,6 трлн. тенге), а рост операций по снятию наличных денег – 38,3% по количеству (316,3 млн. транзакций) и 23,2% по объему операций (13,5 трлн. тенге) соответственно.

Основная доля количества безналичных операций на территории Казахстана совершена посредством POS-терминалов (50,4% и 30,7% от общего количества и объема безналичных платежей) и интернет/мобильного банкинга (48,9% и 67,5% соответственно). Операции по выдаче наличных денег в основном совершались посредством банкоматов (93,1% и 85,7% от общего количества и объема операций по выдаче наличных денег).

На 01.11.2019 количество торговых предприятий составляет 91 095, в которых установлено 154297 POS-терминалов.

При этом по данным Комитета по статистике на 01.11.2019:
1). количество зарегистрированных юридических лиц составляет 445 213, из них:
- действующих 302 351;
2). количество зарегистрированных субъектов индивидуального предпринимательства - 1248609, из них:
- действующих 1 089 103,

Также есть категория "Самостоятельно занятые работники", численность которых на конец 2018 года составляет 2,083млн.человек - это потенциальные индивидуальные предприниматели, которые при благоприятных экономических условиях обретут соответствующий статус.

В итоге получаем 1,39млн. действующих субъектов предпринимательства на сегодняшний день и это без учёта потенциала их увеличения из числа самозанятых либо экономически активного населения, работающих в качестве наёмных работников на хозяйствующих субъектах.

Как мы помним, ещё в конце декабря 2012 года Постановлением Правительства РК №1743 от 29.12.2012 был утверждён перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых предприниматели обязаны обеспечить установку в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек, а проще говоря все предприниматели обязаны установить POS-терминалы.
Сразу же параллельно были внесены изменения и дополнения в КоАП, а именно штрафы за отсутствие терминалов (40МРП - ИП, 60 МРП - МСБ, 80 МРП - крупный бизнес) и отдельные штрафы за отказ в принятии платежей с использование платёжных карт (20, 30 и 50 МРП соответственно).
После этого сроки отодвигались, разные виды деятельности включали в перечень поэтапно, но на сегодняшний день обязанность распространяется уже на всех предпринимателей за небольшим исключением (небольшая категория, торгующая с/х продукцией собственного производства и предприниматели, находящиеся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования).

Как видим из приведённых выше данных, у нас в стране функционирует огромное количество предпринимателей, которые не смотря на законодательные требования, в своей финансово-хозяйственной деятельности не могут в силу объективных причин применять к оплате платёжные карты.

Основная причина - это не в высокой стоимости POS-терминалов, как пишут практически все СМИ и говорят с телеэкранов абсолютно все чиновники, а в очень высоких комиссиях наших банков второго уровня за транзакции с POS-терминалов, которые они удерживают с предпринимателей.

На сегодняшний день нашими БВУ установлены два вида комиссий за услуги эквайринга:
1. одна комиссия при оплате покупателями платёжной картой банка, чей POS-терминал установлен в данной торговой точке (1-1.9%) и
другая повышенная комиссия при оплате картой другого ("чужого") банка: 2.7%-4%;
2. фиксированная комиссия в процентах вне зависимости от банка-эмитента платёжной карты (т.е. и по своим и по чужим картам взымается одинаковая комиссия): 2.3%-2.6%.

Рассмотрим конкретные примеры комиссий, данные получены из открытых источников буквально сегодня, 28.11.2019:

1. разные комиссии на свои и чужие карты:
а). Халык Банк: 1.9% по своим картам, 2.7% по чужим, 4% - American Express, Diners Club, Discover, JCB;
б).БЦК: от 1% до 3% и плюс ежемесячный оборот карточных операций не менее 300тыс.тг;
в). АТФБанк: 1% по своим, 3% по чужим при ежемесячном обороте до 250тыс.тг плюс абонплата (при оборотах более 250тыс. абонплата отсутствует и комиссия незначительно снижается);
г). СберБанк Казахстан: 1.7% по своим, 2.7% по чужим;
д). ВТБ Казахстан: 1.5% по своим, 3.5% по чужим и плюс 5000тг абонплата при обороте менее 500тыс.тг;
е). ФортеБанк: установливает индивидуально в зависимости от оборотов по счетам клиента
ж). Альфа-Банк Казахстан: индивидуально от 1% (по своим картам конечно же);
з). Нурбанк: 1% по своим, 2.5% по чужим и плюс комиссии за выписки;

2. одинаковая комиссия на свои и чужие карты:
а). 2.3% - Каспи Банк,
б). 2.6% - Халык Банк (miniPOS)
в). 2.6% - БЦК (mPOS).

У большинства предпринимателей торговая наценка на реализуемые товары, услуги, работы составляет в среднем 10%, на некоторые виды товаров (работ, услуг) бывает и 3-5%.
Если предприниматель работает по агентским договорам, договорам комиссии, то это всегда не более 10%.
Лишь очень крупные торговые сети за счёт больших объёмов закупа могут получить некоторую скидку от поставщиков и их торговая наценка может составлять 15-20%, иногда и 25%.

Предприниматели в виде ИП и ТОО по упрощёнке платят 3% с оборота (с продаж), Ещё 2.5-3% отдают банку за приём оплаты через POS-терминалы (столько же, сколько и сумма налога!!) и у него остаётся 4-4.5% за счёт которых он платит за аренду офиса/торговой точки, коммунальные, связь, услуги ОФД и абонплату по онлайн ККМ (с 01.01.2020 все 100% предпринимателей обязаны перейти на онлайн ККМ), услуги бухгалтера для сдачи отчётностей (как правило это аутсорсинг), зарплату своим менеджерам/помошникам, а у него ещё должны оставаться средства на развитие, на пополнение оборотных средств, не говоря уже о том, что нужно ему свою семью кормить.
Пример 1.
В течение месяца купил товар у поставщика на 5млн.тг, продал за 5.5млн.тг (10% торговая наценка), валовый доход 500тыс.тг.
3% = 165тыс (=5.5млн.*3%) заплатил в виде налогов, 3%=165тыс оплатил банку за POS,
500 000 - 165 000 - 165 000 = 170 000 - остаётся у него на расходы и на развитие.
Пример 2.
Оказал клиентам услуги на 5млн.тг, 10% его доход по агентскому договору =500тыс.тг
3% = 150тыс (=5млн.*3%) заплатил в виде налогов, 3%=150тыс оплатил банку за POS,
500 000 - 150 000 - 150 000 = 200 000 - остаётся у него на расходы и на развитие.
А месячный оборот в 5млн.тг - это достаточно большая сумма, которую не каждый предприниматель осилит (если работать 22 рабочих дня, то получаем 227тыс. в день он должен продавать).

Предприниматели в виде ТОО по общеустановленному режиму платят 20% в виде КПН с дохода до налогообложения (СГД, Совокупный годовой доход, проще говоря реализация/выручка минус Вычеты, проще говоря все его расходы, от этой разницы 20%).
Пример 1
В течение месяца купил товар у поставщика на 5млн.тг, продал за 5.5млн.тг (10% торговая наценка), валовый доход 500тыс.тг.
3%=165тыс оплатил банку за POS (=5.5млн.*3%), далее зарплата, налоги с ФОТ (ИПН, СН), ОПВ, СО, ОСМС и прочие расходы, аутсорсинг бухучёта, аренда итд скажем 200тыс. (это очень мало на самом деле!)
500 000 - 165 000 - 200 000 = 135 000
135 000 - 20% = 108 000 - остаётся у него на развитие, на семью.
Пример 2.
Оказал клиентам услуги на 5млн.тг, 10% его доход по агентскому договору =500тыс.тг
3% = 150тыс (=5млн.*3%) оплатил банку за POS, далее зарплата, налоги с ФОТ (ИПН, СН), ОПВ, СО, ОСМС и прочие расходы, аутсорсинг бухучёта, аренда итд скажем 200тыс. (это очень мало на самом деле!)
500 000 - 150 000 - 200 000 = 150 000
150 000 - 20% = 120 000 - остаётся у него на развитие, на семью.

Поэтому комиссия банков в размере 2.5-3% за POS-терминалы (а это 25-30% от валового дохода предпринимателя!! не от чистого дохода/прибыли!!) являются просто грабительскими и неподъёмными для абсолютного большинства предпринимателей!!


Напомню, что посредством POS-терминалов совершено 30,7% от общего объёма безналичных платежей, а 67,5% - через интернет/мобильный банкинг.

Огромную доля рынка в безналичных платежах с использованием платёжных карт на сегодняшний день занимает АО "Kaspi Bank".
Вспоминаю как физические лица (население Казахстана) поначалу открывали платёжные карты (Каспи Голд) для оплаты через крайне удобное мобильное приложение (kaspi.kz) коммунальных услуг, мобильной связи - и всё это без очередей, без комиссий банка и более того, начислялись бонусы от 1% до 2% (в зависимости от наличия и суммы депозита: 1млн.тг и выше - 2% бонусов) и была возможность снятия наличности в банкоматах практически без комиссий (до 300тыс.тг) как в системе Каспи, так и в большинстве банкоматов других банков.
Позже перечень услуг для оплаты стал активно пополняться, также появились мгновенные переводы с карты на карту, появились Каспи Ред, Каспи Магазин с обширным ассортиментом товаров и конечно же Каспи Жума, что в нынешних условиях продолжающегося с 2008 года кризиса, снижения покупательной способности тенге, реальных доходов большей части населения, после череды девальваций 2009, 2014 и 2015гг, роста реальной инфляции и перекредитованности населения вывел данный банк в безусловные лидеры.

Успех Каспи Банка и его вклад в красивую статистику по безналичным платежам с применением платёжных карт затрагивает в основном продажи через его же интернет-магазин.
Также можно отметить интернет-магазины по продаже авиабилетов (ЭйрАстана, Авиата, ЧокоТрэвел), жд билетов, одежды, бытовой техники и электроники.
Подозреваю, что 95% объёмов всех платежей через интернет-магазины делают не более 30 самых крупных интернет-магазинов.


Но мы не видим повсеместное использование платёжных карт населением при оплате через POS-терминалы в торговых точках.
Указанные в самом начале 30.7% платежей через POS-терминалы обеспечивают крупные сети продуктовых магазинов (магнум, рамстор, сити, смолл), магазины бытовой техники и электроники (технодом, сулпак, белый ветер, мечта, ...), сети брендовых магазинов одежды в крупных ТРЦ, сети кинотеатров, АЗС.
Подозреваю, что 90% объёмов всех платежей через POS-терминалы делают не более 100 самых крупных предпринимателей, а 95% - не более 500.

Получается красивую статистику по безналичным платежам с использованием платёжных карт делают крупные интернет-магазины и крупные сети магазинов, пусть их будет с запасом 1 000.
Что же делать тогда 1.38 миллионам других предпринимателей?
Почему никто им не помагает и не собирается этого делать?


Сейчас сразу вспоминается 2013 год, когда бывший председатель НБРК Г.Марченко выступал с инициативой создания Единого процессингового центра (ЕПЦ).

Основная цель была в снижении банковской комиссии предпринимателям за оплату через POS-терминалы до максимум 0,5%:
"Если организация выплачивает заработную плату на карточку, то сейчас с нее берут плату за это. При ЕПЦ - не брали бы. При оплате карточкой в магазине, комиссия также составит ноль. Сейчас с предприятия, предлагающего товары и услуги, за оплату его клиентов карточкой берут 2,5% комиссии. А если бы был ЕПЦ, то брали бы 0,5% или фиксированную низкую плату, скажем 30 тенге? На выбор. Все это уже есть в мире".

Создание ЕПЦ должно было исключить участие международных платежных систем – Visa, Mastercard и других – при осуществлении операций внутри Казахстана.

Аргументы были такими:
"Дополнительно мы стали анализировать тарифы банков на переводы денег внутри страны. И выяснили, что тарифы банков превышают тарифы Национального банка от 14 до 96 раз! Посчитайте сами, сколько мы платим как потребители этих услуг, это будет интересная и занимательная арифметика, показывающая, почему Нацбанк вышел с предложениями преобразовать рынок платежных карточек";
"То есть понятно, что 20 лет развития рынка платежных банковских карт не дали результатов, которыми можно было бы гордиться, за исключением доходов, которые банки получают по этим услугам. Если посчитать, во сколько обходится одна транзакция по карточке клиенту нашего банка, то мы получим сумму 178 тенге. По самым скромным подсчетам, банк зарабатывает около 100 тенге на каждой транзакции. Акционеры и менеджеры банка могут этим гордиться, а все остальные платить."

Но данная инициатива была заблокирована в правительстве:
"Думаю, что в правительстве несколько министров имеют прямое отношение к банковскому лобби. Другого объяснения блокирования предложения Национального банка нет".

Всеми последующими руководителями НБРК ничего не делалось.
Были такие к примеру заявления, что рынок всё отрегулирует:
"22.02.2018
Вместе с тем глава Нацбанка сообщил, что вопрос создания процессингового центра не стоит. "Надеемся, что банки сами на каком-то этапе придут к пониманию, что сотрудничество приведет к улучшению бизнеса и улучшению доступности услуг для населения"

Либо такие:
"29.10.2018
POS-терминалы для безналичной оплаты должны быть даже на рынке – Нацбанк РК"

А когда Президент 02.09.2019 заявляет, что "следует повсеместно вводить безналичные платежи, устранив сдерживающий фактор – высокую комиссию банков", его слова и поручения странным образом интерпретируются, вот что например заявляет АФК 12.09.2019:

"Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил повсеместно ввести безналичные платежи" - вообще-то не предложил, а поручил!

"административное регулирование комиссии финструктур вряд ли сможет повысить долю безналичных платежей, так как ее размер не является сдерживающим фактором. По ее мнению, скорее должны быть приняты меры для стимулирования предпринимателей. Например, налоговые вычеты при приеме безналичных платежей на базе разрабатываемого министерством финансов "налогового кошелька"; - явное непонимание сути и причины проблемы;

"есть довольно много категорий бизнеса, особенно в розничной торговле, для которых размер комиссии не превышает 0,5%" - а это вообще дезинформация;


Не так давно звучали дельные предложения:
"27.03.2019
Снизить оплату за безналичные платежи просят главу Национального банка Казахстана Ерболата Досаева депутаты фракции "Ак жол".
Депутатский запрос на заседании мажилиса парламента зачитала Дания Еспаева"
Но к сожалению данной вопрос поднимался лишь в рамках предвыборной кампании в Президенты РК одним из кандидатов, выборы прошли, про запрос забыли.

"08.04.2019
Предлагаю снизить банковскую комиссию за операции через POS-терминалы в 10 раз ... Например, сделать комиссию на уровне 0,2%, 0,3% или 0,5%" - призывал основатель и генеральный директор Республиканского центра помощи предпринимателям (РЦПП) Дмитрий Казанцев, но к сожалению его призывы также никто не хочет слышать.

Максимум, что было сделано регулятором, так это создание Системы мгновенных платежей «Suńqar», но и её отпустили в свободное плавание:
"07.02.2019
В течение 2019 года более 10 банков второго уровня планируют подключиться к системе ...
«Тарифная политика по мгновенным платежам и переводам для клиентов определяется банками самостоятельно», - подчеркнули в регуляторе".


Когда же у нас в стране начнут понимать или хотя бы слышать предпринимателей?!
Те самые 1,38млн - это ведь и есть самая экономически активная часть населения, за которыми стоят их семьи, родственники итд, тот самый будущий средний класс, основа и опора любой экономики.


Источники:
28.11.2019
https://nationalbank.kz/...switch=russian/
(Статистика » Платежные системы » Платежные карточки и электронные банковские услуги)

18.10.2013
https://vlast.kz/...enko-3216.html/
https://online.zakon.kz/...483#pos=12;-44/

01.11.2019
http://stat.gov.kz/...13/statistic/5/

18.10.2013
https://profit.kz/...po-kartochkam//
http://tfa.kz/...pos-terminalov/
https://tengrinews.kz/...toryih-257446//
17.07.2019
https://egov.kz/...s/pos_terminal/

https://halykbank.kz/.../pos-terminaly/
https://halykbank.kz/...acquiring/epay/
https://halykbank.kz/...0%BD%D0%B3.pdf/
https://www.bcc.kz/...uct/ekvayring//
https://www.atfbank.kz/...vajring_ru.pdf/
https://www.sberbank.kz/...calc/ekvajring/
https://www.vtb-bank.kz/...z/news/688078//
https://forte.bank/...ess/acquiring//
https://forte.bank/...01.06.2018.pdf/ (стр.24)
https://forte.bank/...ng/e-commerce//
https://kaspi.kz/...B3_5kOMnEY.pdf/
https://alfabank.kz/...page/acquiring/
https://nurbank.kz/...ards/acquiring/
https://nurbank.kz/...orporate_cards/ (раздел 18)

https://forbes.kz/...%E2%80%93_2019/
https://tengrinews.kz/...lyubovyu-1107//
https://kapital.kz/...platezhey.html/

https://vlast.kz/...enko-3216.html/
https://www.ktk.kz/...3/10/18/24888//
https://forbes.kz//finances/...seh_ne_udalos//

https://tengrinews.kz/...kishev-337935//
http://today.kz/...--natsbank-rk//
https://lsm.kz/...uarstvo-tokaev/
https://lsm.kz/...uchenie-mnenie/

https://ru.sputniknews.kz/...-deputaty.html/
https://zonakz.net/...pos-terminaly//

https://www.inform.kz/...stane_a3495839/

Создано: 28.11.2019, 22:12
Комментарии ({{cc.current.comments.length}})
{{comment.user.nickname | cut:true:10:'...'}} {{comment.created_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm'}} Отредактирована {{ comment.updated_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm' }}
×

{{child.user.nickname}} {{child.created_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm'}} Отредактирована {{ child.updated_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm' }}
×
Комментариев пока нет