27.05.2021, 16:30
Россия, Китай и США – что ждать от отношений трех крупных держав?
Категории: Валюты, Рынок акций, Россия и СНГ
16 июня лидеры России и США проведут встречу в Женеве, прогнозы по которой серьезно расходятся в аналитическом сообществе, но от которой, очевидно, будет зависеть дальнейшая санкционная риторика западных стран в отношении России и, как следствие, валютно-инфляционный фон в РФ, а заодно и в Казахстане.
Джозефа Байдена еще на этапе предвыборной гонки называли более неудобным президентом для России по сравнению с тем же Дональдом Трампом, в чем, несомненно, есть правда с учетом того жесткого набора действий, который он осуществил против РФ за короткий срок после избрания президентом. На основании этого ряд скептиков не ждет от женевской встречи ничего хорошего и, следовательно, рассматривает текущее укрепление рубля как временную передышку.
Но рубль, тем не менее, укрепился, и ряд технических специалистов указывает на дальнейший рост, что нельзя игнорировать. Фундаментальные же специалисты объективно полагают, что пара USD/RUB теоретически может опуститься вплоть до уровня 60, но с набором «если»: если Россия и США «подружатся», если цены на нефть останутся высокими, и если эпидситуация с ковидом улучшится. И два последних фактора в этом уравнении вроде как являются константами, по крайней мере, в настоящий момент.
Так возможна ли нормализация российско-американских отношений? Возможен ли поход рубля ниже 70?
Фактор Китая
Россия и Китай представляют для США серьезную угрозу, и если РФ – только в военном плане, то Китай – как в военном, так и экономическом, причем последняя становится с каждым днем все яснее и очерченнее по времени.
В декабре 2020 года британский Центр экономических и бизнес-исследований (CEBR) выпустил аналитический отчет, получивший широкий резонанс в мире. В своем исследовании CEBR сообщил, что Китай обгонит США по размеру экономики уже к 2028 году, что сразу же вызвало бурление в американском истеблишменте. США, безусловно, попытаются с бОльшим рвением затормозить экономику КНР, чтобы отдалить этот репутационный риск, и ожидается, что в обозримой перспективе стороны будут находиться в жесточайшей конфронтации.
Смогут ли американцы предотвратить получение Китаем статуса крупнейшей страны в мире? Отдалить – да, предотвратить – нет, о чем говорит теория и, в частности, простейшая Производственная функция ВВП. У Китая попросту больше населения, а значит при правильной фискально-монетарной политике он имеет потенциал превысить экономику США до 4-х раз! И США, безусловно, понимают это хорошо, осознавая, что любая торговая сделка, которая может быть заключена между странами, по сути, обречена на провал.
Но наравне с репутационным риском над Америкой маячит уже реальная угроза утраты долларом США статуса резервной валюты, что становится все более очевидным после успешного тестового запуска так называемого цифрового юаня (DC/EP). И если обычный юань ранее ничем не уступал доллару США в функциях средства платежа, накопления и инвестирования, проигрывая лишь в функции перевода, то цифровой юань разрушает монополию валют развитых стран и в ней.
Ожидается, что после того как цифровой юань войдет в оборот (что случится с запуском Олимпийских игр в 2022 году), платежи в Китае начнут уходить из традиционного SWIFTа (находящегося под контролем развитых стран) в неподконтрольный китайский блокчейн, а затем и в другие CBDC.
Возможно ли падение Нового Рима с этого ракурса? При том уровне долга, который имеет Америка, еще как возможно, и это уже не является перспективой десятилетий!
А китайцам – зная характер китайской верхушки, очень не понравилась даже мнимая угроза, звучавшая все громче в президентство Трампа, о том, что американцы могут выключить Китай от SWIFTа. Но опять-таки с одним если: с той низкой долей, которую занимает ренминби в международных резервах центральных банков мира (2,3% против 59,0% у доллара США), власти КНР не хотят чрезмерного укрепления юаня, с которым сталкиваются уже в настоящий момент. Это вредит конкурентоспособности экономики КНР.
Друг моего врага – мой друг
Россия и США являются далекими друг от друга режимами по самым разным вопросам – от культурно-религиозных до политических, и рассчитывать на то, что они сдружатся в долгосрочной перспективе, не приходится.
Но краткосрочная передышка выгодна обеим сторонам и, конечно, России, задыхающейся от чрезмерного санкционного давления. В США же приходит осознание, что один лишь инструмент санкций является контрпродуктивным с учетом цифровых трендов и рисков, которые они рисуют для доллара.
Для США идея «Дружить с Россией против Китая» актуализируется именно в результате формализовавшейся экономической угрозы со стороны КНР. Другое дело, что является трудноосуществимой на практике, в том числе и по той причине, что способствует нежелательному ускорению экономического развития самой России (да и власти РФ навряд ли открыто пойдут против Китая после стольких двухсторонних усилий). Но в краткосрочной перспективе такая дружба способна несколько ослабить союз «Россия-КНР», и теоретически США могут использовать это время для более серьезного давления на Китай.
Что имеем в сухом остатке?
В перспективе нескольких лет высока вероятность, что США и КНР перейдут к жесточайшей конфронтации. Но в долгосрочной перспективе Китай обгонит США по размеру экономики, тогда как доллар потеряет статус международной валюты. Тем самым подтверждается долгосрочный технический тренд на ослабление индекса доллара и одновременно с этим на укрепление юаня.
Что касается российского рубля (а заодно и курса казахстанского тенге), то предстоящая встреча президентов России и США может пройти благоприятно и открыть путь для дальнейшего укрепления рубля.
Связанные статьи на Корнере:
Инвестиционная стратегия JI на 1-е полугодие 2021 года (23.12.2020)
Изменить Изображение