На трех крупных улицах Алматы понизили скорость до 60. Причем здесь макроэкономика?

16.01.2019 в 21:05

С 15 января в Алматы ограничили скорость с 80 до 60 км/ч на трех больших улицах – Саина, Аль-Фараби и ВОАД. Акимат города аргументировал это желанием понизить аварийность и соответственно человеческую смертность на этих участках.

С 15 января в Алматы ограничили скорость с 80 до 60 км/ч на трех больших улицах – Саина, Аль-Фараби и ВОАД. Акимат города аргументировал это желанием понизить аварийность и соответственно человеческую смертность на этих участках.

Казалось бы, причем здесь макроэкономика? А притом, что одним из 10 базовых принципов экономической теории является принцип «Субъекты реагируют на стимулы государства», который, кстати говоря, объяснялся в книге «Макроэкономика» Грегори Мэнкью на примере автомобилей.

Так, в США еще в прошлом веке правительство приняло решение сделать обязательными ремни безопасности, ожидая снижение смертности водителей. Собранные позже данные ожидания оправдали, но вот чего не учли инициаторы законопроекта, так это то, что стало гибнуть больше пешеходов, поскольку, пристегиваясь ремнями водители, начали ездить менее аккуратно. В книге Мэнкью была приведена соответствующая статистика.

Ну а теперь по нашей теме. Чем чревато снижение максимальной скорости на указанных участках в Алматы, оборудованных специально так, чтобы в максимальной степени (но не полностью) понизить контакты пешеходов с автомобилями? Мнение такое:

Движение по скоростным магистралям такого рода на низкой скорости чревато тем, что водители вынуждены постоянно контролировать скорость своего движения, что заставляет их отвлекаться значительно больше (для неказахстанцев могу сказать, что эти улицы сродни московскому МКАДу). Как известно, на этих участках не только понизили максимальную скорость движения, но и установили современные камеры, рассчитывающую среднюю скорость движения автомобилей. Это – фактор повышения аварийности. Как это ни странно, но ограничение скорости с 80 до 60 км/ч влияет не только на автомобилистов, но и на пешеходов. Скорее всего, больше людей будет принимать решение переходить дорогу в неположенных местах. Это – фактор повышения наезда на пешеходов. Сравнивание максимальной скорости движения на Саина, Аль-Фараби и ВОАД с улицами внутри города вызывает у автомобилистов снижение стимула выезжать на них, в особенности принимая во внимание, что на Саина, Аль-Фараби и ВОАД происходит еще и замер средней скорости движения автомобилей. Соответственно в городе машин должно стать теоретически больше, что вызовет повышение уровня транспортных заторов. И наконец, это, конечно же, негативно повлияет на деловую активность города, о чем уже писали различные СМИ. Как известно, ряд видных экономистов, в числе которых находится и отец монетарной школы экономики Милтон Фридман, призывают государства инвестировать в инфраструктуру для повышения скорости финансово-экономических потоков. В этом плане дороги внутри какого-либо города ничем не отличаются от дорог между городами и странами.

Здесь определенно есть над чем подумать… Остается лишь добавить, что в экономике есть целый ряд показателей, которые невозможно опустить до нуля. Например, уровень безработицы, поскольку в стране всегда есть такие люди, которые могут, но не желают работать. Так и здесь, к сожалению, в случае смертности на дорогах. Понижать ее нужно, но одновременно осознавая, что невозможно свести этот показатель до нуля.

Какие меры были бы действительно хорошими? На мой взгляд они такие:

Установка всего лишь одной камеры слежения на участке между Аль-Фараби и Саина (район Орбиты). Безумцы разгонялись там до 140 км/ч при том, что на этом участке существует необозначенное сужение дороги из трех полос в две. Запрет на тонирование заднего стекла автомобилей. Это обеспечило бы лучшую реакцию автомобилистов на события, происходящие впереди идущего автомобиля. Снижение скорости не до 60, а до 70 км/час. Это выглядит интуитивно правильным.

Надо сказать, что в целом я поддерживаю ограничение скорости на Саина, Аль-Фараби и ВОАД. Может быть, наверное потому что попросту старею… Но как видно выше, смотреть на вопрос надо шире. И так всегда - по любым государственным решениям, как об этом говорил тот же Грегори Мэнкью. Следует помнить о том, что субъекты реагируют на стимулы государства...

 

Связанные статьи на Корнере:

Анализ: О мерах по развитию госязыка рыночными методами (09.07.17)

О вводе требований к виду уборных комнат по всему Казахстану (19.06.17)

Система по искоренению опозданий персонала (21.03.17)

О благоустройстве городов, повышении социального равенства граждан и политических лифтах. Часть 2. (17.03.17)

О благоустройстве городов, повышении социального равенства граждан и политических лифтах. Часть 1. (12.03.17)