Главная Записи Общество

12.03.2017, 03:22

О благоустройстве городов, повышении социального равенства граждан и политических лифтах. Часть 1.

Я живу в городе Алматы давно – с того момента, как поступил в ВУЗ в 1998 году. Так получилось, что последние 19 лет моя жизнь была неразрывно связана с микрорайоном «Орбита». Поскольку все в этом мире было построено на наблюдениях, мои наблюдения такие, что Республика Казахстан за это время, очевидно, достигла определенного прогресса, но такие районы как «Орбита», к сожалению, не претерпели существенных изменений. И это очень жаль, поскольку если представить жизнь обыкновенных людей, проживающих в своей массе в подобных районах, то ее можно описать как весьма угнетающую. Кстати говоря, по этой теме мне очень понравилось интервью, которое дал lenta.ru еще в мае 2016 года доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Виталий Стадников. Если коротко, то он (аргументированно и с глубоким знанием дела) охарактеризовал современную постройку большинства городов России, в том числе и Москвы, как настраивающую людей на постоянное депрессивное состояние и абсолютное нежаление людей сплачиваться для решения окружающих проблем. В этом интервью трудно не разглядеть параллели, которые проходят между Россией и Казахстаном, учитывая, что обе страны имеют общее коммунистическое прошлое.

Представьте типичную жизнь в спальных районах Алматы: серые однотипные конструкции домов, маленькие квартиры, узкие и разбитые дороги, дефицит парковочных мест при обилии земли, как следствие массовое самоуправство при организации таковых, конфликты между соседями на местах, слабое освещение и соответственно невысокий уровень безопасности в темное время суток. И так далее и так далее и так далее… Но важно здесь, что ситуация кажется нерешаемой и не обещающей коренных изменений и в последующие 20 лет. Вы еще удивляетесь, почему так много людей не могут назвать себя по-настоящему счастливыми и по сути являются безучастными в вопросах регулирования? Ведь затронутая мною тема касается первостепенных благ, и это в то время, когда свободный доступ в интернет и телевидение, а также отдых за рубежом показывают, какой должна быть в реальности жизнь людей. Некоторые чувствуют свою ущербность (или если хотите социальное неравенство), когда проходят мимо соседствующих новостроек с благоустроенной, закрытой от «чужих» глаз территорией и собственной охраной. Налицо социальная сегрегация. И такая ситуация наблюдается в Алматы – крупнейшем городе Казахстана, не говоря о городах страны поменьше.

А теперь представьте тот же микрорайон «Орбита», но с:

  • Нормальным современным освещением;
  • Ухоженными газонами и деревьями с системной посадкой, например, как в уютных деревушках Германии. 
  • Широкими и ровными дорогами во дворах. Без земляной грязи на них. Удобной системой заездов и выездов автомобилей, в том числе экстренных служб.
  • Эстетичными, расчерченными и достаточными парковочными зонами;
  • Детскими и игровыми площадками;
  • Разветвленной системой видеонаблюдения, например, как в Лондоне;
  • Собственной службой безопасности и сил быстрого реагирования, в том числе медицинского.
  • Достаточным обслуживающим персоналом (по уборке территорий, решению коммунальных проблем);
  • Периодической организацией праздников и торжеств.
  • Наконец, с билбордом на въезде в микрорайон «Добро пожаловать в Орбиту, где живут самые счастливые люди».

Кто-то скажет, что это утопия. Я скажу, нет. Кто-то спросит, кто за это заплатит? Я отвечу, что все решаемо. Некоторые скептики скажут, что деньги, в конце концов, найти можно (подразумевая при этом госфинансирование), но при этом выскажут мнение, что реализация на местах не достигнет и половинчатого результата. Я решительно с этим не соглашусь. Но на этом этапе у меня лишь одна просьба – проявить терпение и дочитать статью до конца (она получилась большой). Все в ней будет построено на выбранных мною трех (из 10) базовых экономических принципах: (1) «Обычно рынок – прекрасный способ организации экономической деятельности», (2) «Человек реагирует на стимулы» и (3) «Иногда правительство имеет возможность оказать положительное влияние на рынок».

И вот он костяк идеи. Известно, что в таких районах как «Орбита» работают КСК, которые обязаны отвечать за состояние домашнего хозяйства вверенных им районов или отдельно стоящих домов (как это происходит зачастую в случае новостроек). Я бы существенно расширил их полномочия, в частности на первом этапе передал в их распоряжение все законные и незаконные парковочные места, прочие виды заработка и дал бы им возможность назначать свою полицию по типу шерифов в США, отвечающих за правопорядок на районе (силы быстрого реагирования). Поскольку расширение полномочий предполагает рост ответственности ввел бы систему народных выборов в их органы управления, причем только из жителей подотчетных районов. Сделал бы их деятельность прозрачной. Установил бы периодичность выборов 1 раз в 3 года. Вам что-то не нравится в политике, в укладе собственной жизни, вы чувствуете произвол на местах – пожалуйста, начинайте свою политическую карьеру с органов КСК. Предлагайте план, изберитесь, действуйте, становитесь местными звездами, а там кто знает, может быть ваша работа приведет вас в большую политику. Установил бы со стороны государства минимальные цели для выполнения КСК (в вопросах обустройства районов, организации парковочных мест, системы безопасности, базовых медуслуг и так далее). Думаю, люди были бы довольны от чувства, что они что-то меняют. Чувствую, как все бы забурлило; постепенно, но не сразу как все бы зацвело. Я думаю в обществе и в частности в правительстве удивились бы от того, насколько много у нас в народе талантливых управленцев «из соседнего подъезда». И самое главное изменение – депутатов в парламент Республики Казахстан выбирать только из руководства КСК по всему Казахстану, за их дела, за их наглядную работу, за их вклад в общество. Разве это не реальный политический лифт для способных? Разве, это не связь между частным и государственным управлением, над построением которой так долго бьются, причем не только в Казахстане?

А теперь о деталях. Во-первых, ответственность всех избираемых должностных лиц должна быть персональной, чтобы жильцы в районах четко понимали, кому они обязаны за наглядные изменения в их жизни. Это нужно и для того, чтобы впоследствии голосовать за этих людей, например, на выборах в парламент страны. В частности я предлагаю сделать 6 выборных должностей (здесь не обошлось без пафоса; для пафоса я бы естественно дал другое наименование и КСК):

  • Президент (отвечает за стратегическое планирование и архитектуру района);
  • Старший вице-президент (экономический блок);
  • Младший вице-президент (социальное равенство и благотворительность);
  • Младший вице-президент – Директор службы безопасности (безопасность, пожаротушение и экстренная медицинская помощь);
  • Финансовый директор – главный бухгалтер.
  • Шериф.

Главное условие – все избираемые кандидаты в органы управления КСК и нанимаемые впоследствии ими работники должны быть жильцами подотчетных районов. (Перспективный управленец из Астаны желает стать президентом КСК «Орбиты»? В таком случае входным билетом будет покупка недвижимости в этом районе и постоянное проживание в нем.) Они избираются на 3 года, и могут быть переизбраны всего лишь один раз. Но с одним исключением: человек может выставить свою кандидатуру на третий (последний очередной) срок, но пройти только в том случае, если за него проголосуют не менее 80% жителей района, что будет говорить, во-первых, о подавляющей поддержке со стороны жителей на основании его непревзойденных качеств и вклада в развитие подотчетного района. Это же - и стимул не сбавлять обороты в работе на втором сроке. Если такой кандидат набирает меньше 80%, значит проходит человек, который значится на втором месте. Например, мне было бы очень интересно, кто из выбранных руководителей КСК по всему Казахстану набрал бы больший процент количества голосов, особенно если речь шла бы не о первых (стартовых) выборах.

Многие скептически отнесутся к честности и справедливости выборов. Это объяснимо. Поэтому я рекомендую организацию и контроль над выборами возложить на высшую государственную власть и в частности на Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан (похоже, я придумал для них новую работенку). Во-первых, для того, чтобы предать процессу выборов высокий статус с должным освещением в СМИ (фактор тщеславия будет стимулировать некоторых людей). Кроме того, предоставить возможность высшей государственной власти досрочно отстранять руководство КСК, но только в исключительных и предельно понятных случаях с одновременным объявлением досрочных выборов. Кто-то усомнится в честности ЦИКа? Я бы не стал – с политической точки зрения, это слишком мелкое дело для Комиссии, которое, более того, позволяют существенно повысить уровень доверия к ней в обществе…

Краеугольным является вопрос оценки деятельности КСК и транспарентности их функций. Вся финансовая отчетность, потоки доходов и расходов, наем персонала, стратегические направления развития и выполнение составных задач должны публиковаться на их интернет-сайтах ежеквартально. В частности финансовая отчетность должна проходить обязательный ежегодный аудит и проверку промежуточных результатов деятельности в соответствии с МСФО 34. Раз в год – проводить публичные выступления избранных руководителей перед жильцами о результатах проделанной работы и планах на будущее.

Ранее в рамках этого проекта я затронул 3 базовых экономических принципа экономики и в частности такой из них, как «Человек реагирует на стимулы». Это требует пояснения. Стимулы для активного участия людей, проживающих в районах, для выдвижения в органы КСК такие – это возможность реально что-то сделать для своей страны, реальная возможность построить политическую карьеру и, наконец, получить достойный заработок за свои труды. Что касается последнего, зарплаты руководителей КСК и их бонусы должны быть высокими или, если проводить параллели, быть такими же как у депутатов Мажилиса. Не знаю точно сколько они получают, но субъективно, по-моему мнению, избираемые руководители КСК должны получать оклад до 1 млн. тенге в месяц и вниз по должностной иерархии. Я уверен, что все это создает условия для сильной конкуренции на выборах.

Где же взять доходы? Понятно, что первое, что должны подготовить вновь избранные органы КСК – это план действий на срок своей работы (3 года) – он же является предвыборным документом. Наличие этого плана по замыслу должно быть обязательным, с точки зрения минимального государственного регулирования и вмешательства. Когда такой документ есть, всю располагаемую землю в районе отдать в распоряжение КСК (то есть в управление, но естественно не во владение) для организации, в первую очередь, парковочных мест. Установить закон, что КСК может заключать договора аренды парковочных мест с жильцами районов только в двух случаях: если место подготовлено для парковки (заасфальтировано, расчерчено, освещено, имеет навес и пронумеровано) и если к месту можно беспроблемно подъехать. У кого-то это вызовет непонимание и протест (сейчас ведь платить не надо), но предполагается, что: во-первых, плата будет умеренной и конкурентной, во-вторых, будет компенсироваться повышением качества услуги парковки, в-третьих, взимаемая плата пойдет, в том числе на повышение безопасности парковок на районах (камеры видеонаблюдения и содержание лиц, ответственных за сохранение правопорядка) и, в-четвертых, у владельцев автомашин сокращаются расходы на их мойку (ориентировочно в 2 раза). Здесь же можно включить программу добровольного страхования автомобилей во дворах за дополнительную плату. Все равно не хотите платить? Давайте будем откровенными: люди не хотят платить за парковки в микрорайонах, но при этом мечтают покинуть их – переехать в новостройки, приобрести там паркинг и в итоге платить за него. Но если принимать во внимание, что для большинства людей переезд и связанное с ним существенное улучшение жилищных условий объективно остается все-таки несбыточной мечтой, так почему же им не сделать реальное что-то там, где они будут встречать свою старость? Это интересный риторический вопрос…

Еще одним источником дохода является передача всех рекламных щитов и прочих физических носителей рекламы в управление КСК. А в будущем, если система покажет свою жизнеспособность, передать в управление КСК вопросы разрешения открытия больниц и регулирования существующих, стимулирование капитальных инвестиций в торговые центры и прочие объекты инфраструктуры, имеющие коммерческое обоснование (зоны активного и пассивного отдыха – тиры, спортивные секции, игровые площадки по футболу и скейтборду, парки и так далее).

В рамках проекта рассматривается также привлечение долгового финансирования. Предлагается запретить привлечение КСК заемных средств в банках второго уровня, но при этом сделать возможным привлечение для них долгового капитала на фондовой бирже. Это делается для еще большей транспарентности бюджетов КСК, обнародования их планов и самое главное, чтобы рынок инвесторов сам определил кому давать деньги, а кому нет исходя из платежеспособности районов на основании публикуемой ими финансовой отчетности. В этом плане банковские кредиты имеют недостатки по всем перечисленным факторам. Привлечение на бирже имеет еще один важный аспект, который предает законченный характер системе предлагаемых мер: фондовая биржа имеет возможность оценивать качество руководящего состава. А с учетом того, что отчеты биржевиков, как правило – публичные документы, которые размещаются на их корпоративных сайтах, это значит, что оценка руководителей КСК и, как следствие, общественный контроль над их работой с повышением их узнаваемости будет выходить на общереспубликанский уровень.

Обратите внимание, что я до сих пор не говорил о повышении платы для жильцов за содержание домов, которая является основным источником деятельности КСК в настоящий момент. Этот вопрос является довольно щекотливым с учетом того, что в Алматы плата за содержание от дома к дому существенно различается – от 15 тенге до 150 тенге за квадратный метр. Я предлагаю повысить и уровнять этот тариф для большинства домов (рост для старого жилого фонда и понижение для новостроек), но аргументированно и в этот раз давая жильцам что-то взамен. Во-первых, люди будут наглядно видеть на что идут их деньги (в частности в финансовой отчетности КСК и по практическим изменениям условий своей жизни). Во-вторых, коренные благоприятные изменения предполагают рост стоимости недвижимости (за счет смещения кривой спроса вверх и вправо), и этот фактор говорит сам за себя. В-третьих, в рамках КСК предполагается организация социальной помощи малоимущим гражданам за счет образования своего рода благотворительного фонда, который будет заниматься перераспределением капитала от состоятельных граждан района на добровольной основе малоимущим жителям, что позволит последним компенсировать рост тарифов. Если вы обратили внимание, одной из предлагаемых выборных должностей КСК является младший вице-президент по обеспечению социального равенства и благотворительности. Предполагается, что в его обязанности будут входить такие функции как организация сбора средств от неравнодушных граждан, построения ночлежек и прочей помощи для лиц без определенного места жительства, организация ремонтного фонда для граждан, которые не могут позволить себе ремонт своих квартир и так далее. Я уверен, что такая работа набирает полную эффективность, когда организуется и контролируется непосредственно на местах, а не удаленно.

Кроме того, в рамках проекта предполагается сделать возможным государственные дотации районам и субсидирование процентных ставок по их облигациям, но с одним важным условием – вся это госпомощь должна защищаться в госорганах по принципу того, как естественные монополисты защищают повышение своих тарифов в государственных комитетах. В то же время процесс привлечения госсредств должен быть открытым для жильцов. Почему государство должно предоставлять субсидии? Есть несколько причин. Главное – достижение довольства граждан путем улучшения условий их жизни и чувства, что они реально что-то меняют, а также формирование тенденции к повышению равенства членов общества. Все это вкупе, несомненно, повлияет на производительность субъектов и, как следствие, на рост ВВП страны (счастливые люди работают лучше). Очевидный плюс для политической системы страны – выстраивание эффективной системы карьерного повышения по государственной службе и улучшение кадрового состава госорганов. Узкоспециализированный плюс для экономики: повышение стоимости недвижимости положительно скажется на устойчивости банковской системы и соответственно экономики. Другой экономический плюс – расширение списка эмитентов на фондовой бирже путем появления широкого мелкокапитализированного рынка бондов. Еще один плюс – сокращение оттока граждан на отдых за рубеж и на постоянное место жительства соответственно с положительным влиянием на торговый баланс и экономический рост Казахстана. Наконец, как видно, в этой системе КСК берут на себя часть функций, которые в настоящий момент должны исполнять акиматы, а это значит, что при ее реализации сократиться часть расходов последних. Одним словом, госдотации являются экономически обоснованными.

Есть и экономии у данного проекта. Например, отпадает необходимость в деятельности участковых полицейских, поскольку их полностью заменяет профессиональная служба безопасности (шерифы). Надобность пропадает и в патрулировании улиц дорожными экипажами полиции – в частности их заменят камеры наблюдения. Наконец, расходы по очистке улиц всего города также сокращаются, поскольку обустройство райнов и организация паркингов уменьшают количество автомобилей, выезжающих в город с грязными колесами.

Важно понимать, что город (в данном случае Алматы) состоит не только из «спальных» районов. Более того, известно, что чем ближе к центру города, тем лучше оказывается устроенность районов. Чем ближе к центру, тем выше плата за содержание жилищ. Все это справедливо и не должно подлежать изменению, но при предлагаемой системе важно понимать, что в долгосрочной перспективе люди будут переплачивать только за сам факт нахождения в центре по мере улучшения жизни окраин. Не сразу, но со временем это выстроит здоровый стимул миграции населения из центра на окраины. (Конкретно в случае Алматы этому может препятствовать только экологический фактор, поскольку люди стремятся жить ближе к горам из-за грязного воздуха. Есть над чем подумать государству, если оно все-таки возьмется за реализацию проекта.)

Следует отметить, что в текущей системе даже один дом может создать свой КСК, и, как правило, так поступают новостройки. А в этой системе КСК должны создаваться по территориальному принципу, причем очень продуманному. Эта, несомненно, важная работа – одна из главных обязанностей, которую должно взять на себя государство (высшая государственная власть). Это уничтожит заборы вокруг отдельных новостроек, и, как становится понятным из контекста, взамен появиться общая система безопасности и комфортной жизни в целом по отдельным районам. Это – фактор устранения социальной сегрегации, которая, как было сказано, растет в городах Казахстана по мере ввода в эксплуатацию новых домов в текущих условиях.

Важно отметить, что текущая система КСК уже предусматривает выборы в органы управления на собраниях жильцов. Но, наверное, это даже не надо комментировать. Достаточно сказать о том, что, как житель микрорайона «Орбита», я ни разу за 19 лет не слышал о выборах в органы КСК, понятия не имею, кто руководит ими, каков их бюджет и планы работы. А как часто я это подчеркиваю в своих экономических статьях, с тенью надо бороться на всех уровнях экономики, поскольку само ее наличие говорит о неэффективности действующих законов.

В процессе обсуждения этой статьи одна моя коллега задала резонный вопрос: зачем нужны районные акиматы, если появятся эффективно функционирующие КСК? В данной системе они выступят главным контролером за деятельностью КСК, в частности возьмут на контроль вопрос гармоничной, с архитектурной точки зрения, застройки отдельных районов и города в целом. Чтобы не получилось так, что в «Орбите» построили маленький Шанхай, а в соседнем «Казахфильме» – копию немецкой деревни под Гамбургом. Кроме того, предполагается, что они же выступят важным звеном между КСК и высшей государственной властью. А пока я с трудом представляю, что Акимат Бостандыкского района возьмет на себя обязанность в решении таких мелких, но многочисленных вопросов как проложить нормальную дорогу у вашего подъезда, да еще и качественно.

И так, я предлагаю радикальные меры? Да! И вижу, что теория экономики играет здесь большую службу, но что самое удивительное – в вопросе повышения равенства членов общества (обычно «Невидимая рука Адама Смита» заботится лишь об увеличении экономического пирога, а не о равномерности его дележки). Во второй части к этой статье я попробую провести калькуляцию в рамках новой системы, чтобы предметно оценить возможности предлагаемого мной проекта и самое главное – его реалистичность.

Ссылка на вторую часть.

Создано: 12.03.2017, 03:22