Главная Записи Макроэкономика

20.09.2019, 22:52

Любителям продукции Apple посвящается

Любителям продукции Apple посвящается
Источник: pixabay.com

Категории: Макроэкономика, Отрасли, Казахстан

После недавнего анонса новых продуктов американской компанией Apple специалисты решили сравнить стоимости новых iPhone в разных странах мира и пришли к выводу, что в России установлена самая высокая цена на них. Но результаты данного исследования оказались ошибочными, поскольку в мире есть страна, в которой технику Apple продают намного дороже. Да, пальму первенства среди официальных ресселеров держит не Россия, а Казахстан, и сложилось так, к сожалению, не с текущего года.

С сегодняшнего дня в Казахстане и России стартовали предзаказы на покупку новых часов и телефонов Apple. Ниже приведена сравнительная информация по официальным ценам продаж отдельных гаджетов в России и Казахстане, которая говорит сама за себя.

Спрашивается, откуда появились эти дополнительные надбавки к российским ценам? Есть сильные основания полагать, что это не что иное, как премия за продажу товаров в так называемую рассрочку, получившую очень большую популярность в Казахстане. Предположительно, именно наличие этой ценовой премии позволяет в Казахстане объявлять рассрочки чуть ли не каждую неделю и на очень большие сроки – вплоть до 2-х лет, что само по себе является ненормальным в мировой практике.

Между тем, несмотря на то, что значительная часть бытовых товаров в Казахстане реализовывается в рассрочку, какая-то их доля продается за наличный расчет, причем по той же самой цене. Получается, что люди, не прибегающие к каким-либо кредитным решениям, оплачивают часть чьих-то расходов за пользование рассрочкой. Является ли это справедливым, а, главное, законным? Ведь покупки в рассрочку захватили не только рынок электронных гаджетов, но и вообще все, включая продукты питания в крупных торговых сетях.

Ценовая политика Apple является абсолютно транспарентной. Важный вопрос: что происходит с товарами от компаний, о базовых ценах которых потребители не знают вообще ничего? Судя по всему, ценовые премии на такие товары, которые добавляют казахстанские посредники, являются более высокими, в особенности, если речь идет о нижнем ценовом сегменте.

Совершенно другой вопрос – «серый» рынок товаров, процветающий на полях банковских онлайн-приложений, которые также реализовываются в рассрочку. Вышеуказанные ценовые премии на нем являются более высокими?

Это – этическая сторона вопроса. Но данная проблема поднята и с той целью, что имеет она макроэкономическую подоплеку. Потребительское кредитование, в отличие от корпоративного, не участвует в увеличении банковского мультипликатора страны, траты которой в значительной степени приходятся на импортные товары, как это есть в Казахстане. Кроме того, негативно влияет на сальдо торгового баланса и обезденеживает домашние хозяйства за счет превышения потребления над сбережением.

Надо ли проводить в данном контексте разбор финансовых показателей всех сторон, занятых в этом вопросе – банков и официальных ресселеров? Обойдемся без этого, поскольку являются эти участники обыкновенными «субъектами, реагирующими на стимулы государства» (один из 10 базовых принципов экономической теории), и соответственно брешь надо искать в экономической системе.

До перехода Казахстана на политику инфляционного таргетирования и значительного ослабления курса тенге в августе 2015 года, импортеры и все обслуживающие их субъекты экономики чувствовали себя в Казахстане очень вольготно в ущерб внутренним производителям. Но Корнер еще в тот момент писал, что устранение диспаритета Казахстана в мировой торговле должно делать готовым руководство страны к перестройке экономики от импортозависимой модели к ориентированности на производство внутреннего продукта, что означает согласие на сужение бизнеса первых (банкротство и уход с рынка). Но в реальности импортеры лишь подстроились под новые экономические условия и даже смогли расширить свою деятельность, что, конечно же, произошло при несовершенном законодательном регулировании и опять в ущерб внутренним производителям.

Как и ранее, Корнер предлагает следующие решения, пока проблема не приобрела масштабные размеры:

  • Принять бюджетное правило и направить больше усилий для коренного снижения инфляционных ожиданий в стране. Следует отметить, что именно микс низких процентных ставок на кредиты (в данном случае нулевых по продажам товаров в рассрочку) и сохранение высоких инфляционных ожиданий (что равно слабой ценности национальной валюты как средства накопления), что все вместе образует реальную процентную ставку кредитования в глубокой отрицательной зоне, толкает домашние хозяйства к высоким потребительским тратам.
  • Снизить сроки потребительского кредитования – до 3-х месяцев на покупку бытовых товаров, до 2-х лет на покупку автомобиля, до 7 лет на покупку недвижимости. При этом покупку продуктов питания и одежды в рассрочку запретить.
  • Поставить ограничение числа крупных кредитов не на человека, а на семью и обязать выплату на паритетных началах.
  • МКО, как вид бизнеса, уничтожить – физических офисов и онлайн-точек, с тем пониманием, что в странах с низкой инфляцией и низкими процентными ставками этот бизнес отмирает сам по себе.
  • Ускорить процедуру банкротства физических лиц, принять законы, существенно ограничивающие деятельность коллекторских организаций.
  • Возможно, провести очередное списание кредитной задолженности домашних хозяйств и к тому же фирм.
  • Организовать государственный фонд закята для борьбы с бедностью и нищетой (этому будет посвящена отдельная статья).

В завершение этой статьи остается сказать, что какие бы вызовы и соблазны (маркетинговые ходы) не выстраивало время, домашним хозяйствам сберегать деньги нужно. Новые iPhone от Apple получились, как всегда, замечательными, но, как говорил тот самый Рокфеллер, в кризис выигрывают только люди с сильной денежной позицией. Ну а пока Казахстан характеризуется страной, в которой для потребителей имеет значение лишь один параметр при покупке товаров в кредит – это размер ежемесячного платежа.

 

Связанные статье на Корнере:

«Халявная» рассрочка: акция Каспи Банка взорвала потребительский рынок (21.11.17)

Создано: 20.09.2019, 22:52
Понравилось? Лайкни!
Комментарии ({{cc.current.comments.length}})
{{comment.created_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm'}} Отредактирована {{ comment.updated_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm' }}
×

{{child.created_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm'}} Отредактирована {{ child.updated_at | amDateFormat:'DD.MM.YYYY HH:mm' }}
×
Комментариев пока нет