Главная Записи Макроэкономика

21.11.2017, 21:10

«Халявная» рассрочка: акция Каспи Банка взорвала потребительский рынок

В начале прошлой недели Kaspi Bank в честь дня своего рождения объявил на своем сайте kaspi.kz беспрецедентную акцию – покупку любых товаров на сайте в рассрочку до 2-х лет. Акция, получившая название Kaspi Жума, стартовала в пятницу 17 ноября и проходила все выходные, и ожидаемо вызвала широкий наплыв желающих в ней поучаствовать. Об этом свидетельствует тот факт, что сайт банка почти все время проведения акции показывал перегруженность и сбои. Некоторые другие крупные продавцы техники, чтобы не оставаться в стороне, также объявили подобные условия продажи товаров. Председатель Правления Kaspi Bank Михаил Ломтадзе еще до начала акции в пятницу в СМИ говорил, что намерен проводить ее каждый год на день рождения банка, параллельно сравнив ее с предрождественскими распродажами в Европе и США, а также прошедшую на днях скидочную акцию в AliExpress.

Но… покупка товаров в рассрочку (когда прибыль банка предположительно зашивается в цену реализуемых товаров), при всем уважении к Kaspi Bank, не идет в сравнение со скидочными акциями Европы, США и Китая. Покупка в кредит и покупка со скидками – вещи в корне разные и в особенности с учетом прослеживаемой неблагоприятной экономической обстановки в Казахстане. На мой взгляд, как раз неблагоприятная макроэкономика выступает залогом успеха подобного рода акций, поскольку субъекты, беря кредиты, пусть и по нулевой процентной ставке, в этот момент на фоне эйфории и энтузиазма от обладания дорогостоящими товарами зачастую теряют реальность относительно своей долгосрочной платежеспособности. И это не говоря о том, что товары на kaspi.kz, состоящие в подавляющем большинстве из импортной продукции, существенно повысились в цене с момента коренного ослабления курса тенге в августе 2015 года.

Но этот пост адресован не к Kaspi Bank. Позицию банка, объявляющего подобные акции, понять как раз можно, поскольку он являются всего лишь одним из операторов, работающих на своем поле в розничном сегменте. В данном контексте не понятно бездействие регуляторов, закрывающих глаза на такие события…

Халявная рассрочка… Именно так, я вижу, охарактеризовала акцию Kaspi Bank какая-то существенная часть граждан Казахстана, принявшая участие в ней. Объективность такова, что сохранение высокой инфляции в Казахстане говорит о том, что в будущем потребительская корзина будет становиться для домашних хозяйств страны дороже, причем довольно быстрыми темпами. В свою очередь, реальная ревальвация курса тенге с периодическими девальвационными скачками плохо влияет на увеличение внутренних производителей страны, которые, как известно, выступают основным источником зарплат и других доходов населения. В этих условиях – тенденции повышения расходов и тенденции снижения доходов, расширение кредитной нагрузки (или существенное превышение потребления над сбережениями) рассматривается исключительно как негативный фактор. Кроме того, надо понимать, что потребительские кредиты в отличие от корпоративных не создают добавленной стоимости и отрицательно влияют на инфляционные ожидания, а в условиях Казахстана при благодатной почве для роста импортной продукции оказывают плохое влияние на платежный баланс страны.

Создано: 21.11.2017, 21:10