К чему приведет политико-экономическое давление на Россию?

11.04.2017 в 16:21

В пятницу, 7 апреля, США нанесли неожиданный ракетный удар по авиабазе правительственных сил Сирии в ответ на якобы проведенную 4 апреля армией Башара Асада атаку на силы оппозиции с применением химического оружия в провинции Идлиб.

Как известно, в пятницу, 7 апреля, США нанесли неожиданный ракетный удар по авиабазе правительственных сил Сирии в ответ на якобы проведенную 4 апреля армией Башара Асада атаку на силы оппозиции с применением химического оружия в провинции Идлиб. Столь быстрый ответ Америки характеризует политику президентской администрации США во главе с Дональдом Трампом как резкую, торопливую и весьма агрессивную. Что касается последнего, Америка на этом не остановилась. 10 апреля стало известно, что ударная группа во главе с авианосцем «Карл Винсен» ВМС США внезапно развернулась к берегам Южной Кореи, что некоторые эксперты расценивают как некую подготовку для новой атаки США уже на военные объекты Северной Кореи. В то же время днем ранее стало известно, что президент США Дональд Трамп всерьез раздумывает над введением новых санкций против России и Ирана, открыто поддерживающих Сирию. А буквально вчера министры иностранных дел G7 провели консультации, где почти единогласно решили нарастить давление на Россию, чтобы вынудить Москву прекратить поддержку режима Башара Асада.

К чему приведет новый виток напряжения между Россией и западными странами? Опасны ли дополнительные экономические санкции для России? На мой взгляд и я в этом убежден, что все это лишь на руку экономике северного соседа с положительным эффектом на Казахстан, как это, например, случилось два года назад.

В настоящее время монетарные власти России достигают принципиально новых результатов, чем было когда-либо ранее. Падение цен на нефть и введение экономических санкций из-за украинского кризиса стимулировали российское руководство в корне пересмотреть в 2015 году свою государственную политику. Темп постоянного роста госрасходов был сломлен, страна сфокусировалась на понижении и стабилизации инфляции, тогда как курс рубля был существенно девальвирован для поддержания конкурентоспособности внутреннего бизнеса. И сегодня все это уже дает положительные практические плоды. Вот так вот западные страны, сами того не желая, привели к тому, что экономика России впервые за историю независимости стала в полной мере походить на образец западной экономики.

Тем не менее, в последнее время перед руководством России встала другая, но уже не такая критичная проблема – довольно существенное укрепление курса рубля в результате стабилизации экономики, в первую очередь из-за достижения таргета по инфляции на уровне 4% и соответственно из-за ухода ключевой процентной ставки с крайне высокого уровня. И на этом фоне введение экономических санкций выглядит как нельзя кстати. Рост геополитического риска в мире из-за действий США привел к появлению соответствующей надбавки к ценам на нефть, тогда как потенциальное введение санкции может привести к очень нужной обратной девальвации рубля. Известно, что монетарно-экономический блок России желает видеть курс рубля на уровне 65 рублей за доллар, но к настоящему моменту не может сломить тренд лишь словесными интервенциями. Все это (низкая инфляция и слабый рубль) способны дать новый импульс к увеличению внутреннего производства и экспорта России. Таким образом, звучит противоречиво, но новые экономические санкции могут сыграть хорошую службу для страны. Но это, конечно, только в том случае, если страны в эскалации напряженности не пересекут так называемую красную черту (например, перейдут в состояние прямого военного противостояния с Россией). С таким человеком как Трамп у руля США такой исход, к сожалению, не исключается...

Между тем главное для Казахстана от складывающейся ситуации вокруг России заключается в том, что ослабление рубля дает основания для ответного ослабления курса тенге. Как известно, тенге за последние три месяца показал серьезное укрепление, и это – при сохранении высокой инфляции в стране (7,7% по результатам марта)! Девальвация – фундаментально оправданна, поскольку в отличие от России, Казахстан имеет очень неубедительный план по снижению инфляции, который лишь номинально можно отнести к политике инфляционного таргетирования. Сравните: Россия уже достигла фактической инфляции на уровне 4%, и стабилизация на этом уровне приведет следующим шагом к понижению показателя ожидаемой инфляции, а вслед за этим к снижению номинальных процентных ставок привлечения и размещения в банковской системе России. И Казахстан: коридор инфляции на 2017 год составляет 6-8%, на 2018 год – 5-7%, на 2019 год – 4-6%. Мда… В таких условиях остается только один правильный вариант: дальше девальвировать тенге, чтобы сохранять конкурентные преимущества отечественного бизнеса и ни в коем случае не допускать его ревальвацию. У страны уже есть горький опыт реального ревальвирования курса тенге.

Подробнее мое мнение о трансформациях в экономике России последних двух лет можно прочитать здесь (дополнительные связанные статьи здесь и здесь).

График 1. Фундаментальная и фактическая проекция курса тенге

 

График 2. Инфляция в Казахстане