Основываясь на данных утренних торгов долларом США на KASE, можно констатировать, что за сентябрь 2018 года пара USD/KZT продемонстрировала в итоге нулевой прирост, оставшись на уровне 363,60. В то же время в сентябре изменение курса, как известно, характеризовалось повышенной волатильностью, что было связано всецело с движением курса российского рубля, реагировавшего сначала на санкционную риторику со стороны США, а затем на стабилизационные меры, последовавшие от Банка России. К настоящему времени ситуация на валютном рынке Казахстана стабилизировалась.
Как известно, по результатам очередного заседания по базовой ставке 3 сентября Национальный Банк принял решение не менять ее. А вот Банк России на заседании от 14 сентября осуществил не только повышение ключевой ставки, но и расширил сроки отказа от покупки иностранной валюты в рамках так называемого бюджетного правила до конца 2018 года, чем заложил сильную фундаментальную основу для укрепления рубля. Есть вероятность, что несмотря на ожидаемые санкции в отношении России от американских парламентариев, рубль продолжит коррекционную динамику, что создает основу и для укрепления тенге. В частности за это говорят высокие и к тому же растущие цены на нефть (текущий Brent – 81,5 доллара США за баррель). В этом деле важно посмотреть, как поведет себя Национальный Банк Казахстана: допустит ли это укрепление или защитит курс от этого потенциального нежелательного движения. Пока можно констатировать, что конкретно в последние дни сентября тенге ослабевал при отчетливо укрепляющимся рубле.
Остается напомнить, что сохранение высокой (ползучей) инфляции в Казахстане уже на протяжении очень длительного времени негативно влияет на паритет покупательской способности и соответственно конкурентоспособность внутреннего производства. В краткосрочной перспективе ведет к укреплению курса национальной валюты (в отсутствии бюджетного правила и имеющегося тренда повышения госрасходов), в долгосрочной – к ее ослаблению (по мере ухудшения метрик платежного баланса) со всеми негативными последствиями на потребительский климат и банковский сектор страны.
Связанные статьи на Корнере:
ЦБР осуществил повышение ключевой ставки впервые с декабря 2014 года (14.09.18)
Анализ «на пальцах» связи краткосрочного и долгосрочного состояния экономики (26.06.18)
Вопрос на миллион: о неработающем банковском мультипликаторе в Казахстане (09.04.18)