Стратегическая ошибка

03.09.2020 в 17:06

Сегодня глава Министерства труда и социальной защиты Биржан Нурымбетов сообщил подробности программы по использованию части средств ЕНПФ на покупку жилья, лечения и передачи в управление финансовым компаниям.

В Послании народу Казахстана 1 сентября президент страны Касым-Жомарт Токаев поставил точку в давнем вопросе использования части средств ЕНПФ на покупку жилья, лечения и передачи в управление финансовым компаниям, сообщив, что у граждан страны появится такая возможность с начала 2021 года.

Решение вызвало ажиотаж, и сегодня глава Министерства труда и социальной защиты Биржан Нурымбетов сообщил подробности этой программы, в частности назвав пороговые суммы для граждан разных возрастов для участия в ней. Следует отметить, что указанные пороги были существенно понижены по сравнению с первоначальными предложениями (10 млн. для мужчин и 12 млн. для женщин) – надо понимать, для большего охвата населения страны.

По предварительным расчетам Министерства труда, пороги достаточности, сверх которых будут возможны изъятия, составят для граждан Казахстана:

В 30 лет – 2,5 млн. тенге. В 35 – 2,9 млн. тенге. В 40 – 3,4 млн. тенге. В 45 – 3,9 млн. тенге. В 50 – 4,4 млн. тенге. В 55 – 5,0 млн. тенге. В 59 и более лет - 5,5 млн. тенге.

Было подсчитано, что программой сможет воспользоваться 721 тысяча граждан страны, что составляет 6,6% от общего количества индивидуальных счетов по обязательным пенсионным взносам (на 1 августа – 10853 тысяч).

Так вот, это решение является стратегической ошибкой государства! Накопления ЕНПФ собирались на протяжении 23 лет, и после череды инфляционно-девальвационных шоков, падения доверия населения к финансовому сектору, включая ЕНПФ, значительная, если не подавляющая часть граждан Казахстана посчитает необходимым вывести средства из фонда. В первую очередь – на покупку недвижимости, причем частично в качестве транзитного объекта вывода средств. Далее – на лечение, в том числе посредством фиктивных медицинских заключений (субъекты по-разному реагируют на стимулы государства). В меньшей степени – для передачи в управление финансовым компаниям, поскольку у них уже есть такой опыт до объединения пенсионных активов в рамках ЕНПФ.

Без приведения громоздкой статистики, в соответствии с Принципом Парето 20/80, есть веские основания полагать, что эта небольшая часть граждан страны имеет возможность вывести значительный объем пенсионных средств ЕНПФ. С учетом, что пенсионные активы ЕНПФ на 1 августа составили 12,1 трлн. тенге, речь потенциально идет о высвобождении гигантской ликвидности, сопоставимой с текущей свободной ликвидностью всего банковского сектора или годового бюджета Казахстана!

Досрочный вывод средств из ЕНПФ несет 5 негативных последствий макроэкономического характера:

Эти деньги создают дополнительное инфляционное давление, поскольку по своему характеру являются ничем иным как госрасходами. Хотя программа, в частности, предусматривает запрет на продажу купленной таким способом недвижимости в течение 5 лет, деньги окажутся на руках продавцов недвижимости и в конечном счете по закону работы банковского мультипликатора частично выйдут из страны в качестве оплаты импортной продукции, от которой зависит экономика Казахстана, а частично осядут на балансах коммерческих банков, как это происходит сейчас. В результате, в соответствии с теорией монетаризма, страна останется лишь с повышенным уровнем потребительских цен и, как следствие, необходимостью проведения очередной девальвации национальной валюты. При этом просматривается порочный круг: новое инфляционное давление как раз стимулирует участие в выводе средств из ЕНПФ. Эти деньги вызовут кратковременный, но сильный рост цен на недвижимость, что уже на старте начнет обесценивать выводимые средства, в особенности группы вкладчиков, которые отреагируют на стимул государства последними. Более того, поскольку программа является непостоянным источником фондирования, по мере ее затухания должна произойти обратная корректировка цен на недвижимость. Причем в истории Казахстана уже был такой опыт – 2006-2009 годов. А рост цен на недвижимость должен начаться буквально с сегодняшнего дня, поскольку экономические процессы строятся, как известно, на ожиданиях. Как было отмечено выше, принимая во внимание снижение порогов достаточности, программа несет риск существенного сокращения активов ЕНПФ, а с учетом сохраняющегося инфляционного давления из года в год – усилит проблему обеспечения безбедной старости граждан страны. Есть проблема с исполнением программы, поскольку она вызовет необходимость реализации финансовых инструментов. Любой фондовый эксперт знает, что оценочная стоимость инструментов может в существенной степени расходиться с их справедливой стоимостью, что угрожает определенным обесценением накоплений на уровне пороговых сумм и накоплений граждан, которые предпочтут не прибегать к программе. Наконец, давление испытает и фондовый рынок в результате повышенного предложения финансовых инструментов. Теоретически крупные финансовые группы – еще один бенефициар программы помимо строительных организаций и фондов недвижимости, могут по опыту нулевых заставить своих сотрудников перевести часть своих пенсионных накоплений под их финансовое управление. А надо понимать, что все управляющие компании, включая ЕНПФ, действуют в одних макроэкономических условиях и долгосрочно не могут дать повышенную инвестиционную доходность.

Да, это решение, несомненно, является стратегической ошибкой государства! Идущей следствием государственной политики наращивания госрасходов, отсутствия бюджетного правила и игнорирования показателя инфляции для цели максимизации экономического роста. Это, как если бы Казахстан решил распечать Национальный (нефтяной) фонд! Корнер рекомендует еще раз взвесить все плюсы и минусы этого коренного шага.

 

Связанные статьи на Корнере:

Макро Казахстан vs Россия (сентябрь) (31.08.2020)

Презентация по решению экономических проблем Казахстана (29.01.2020)