21 марта по акциям Эйр Астаны закончился период тишины для аналитиков инвестдомов, участвовавших в февральском IPO компании. Как раз к этой дате, 15 марта, компания опубликовала свой финансовый отчет за полный 2023 год с заключением аудитора.
Если коротко, Эйр Астана – это хорошо управляемая компания в руках умелого и устойчивого менеджмента, но действующая в рискованной отрасли и в условиях неблагоприятной макросреды (повышенной инфляции, связанной с ней девальвации тенге и регуляторного давления).
Говоря о будущем, Эйр Астана имеет план по существенному увеличению своего парка самолетов – с текущих 50 до 80 единиц к 2028 году, что органично вписывается в перспективы развития наземной инфраструктуры в Казахстане (аэропортов) и в целом в социально-экономическое развитие страны.
Между тем, выпущенная 15 марта финотчетность как раз отразила влияние вышеуказанной неблагоприятной макросреды.
В отдельности отметим, что у Эйр Астаны нет планов по отделению дискаунтера FlyArystan, который она выделила недавно в отдельную (и единственную) дочернюю организацию.
Финотчет 2023
Выручка Эйр Астаны за 2023 год составила 531 млрд. тенге, увеличившись на 12,5%!
В то же время выручка конкретно за 4-й квартал сложилась ниже как предыдущего 3-го квартала (127 млрд против 168 млрд. тенге), так и 4-го квартала 2022 года (130 млрд. тенге). Но здесь важно правильно характеризовать ситуацию: выручка за 4-й квартал не была слабой, просто выручка за 4-й квартал позапрошлого года была аномально высокой (на фоне разгоревшейся российско-украинской войны).
О последнем также свидетельствует качественный показатель RPK, который в 4-м квартале сформировался на том же уровне, что и в 4-м квартале 2022 года (3,5 млн). К сведению, RPK (Revenue passenger kilometres) – показатель километража, который проходят пассажиры компании за период.
Что касается снижения выручки относительно 3-го квартала 2023 года, следует отметить наличие сезонности в бизнесе организации – 3-й квартал у Эйр Астаны является самым сильным, далее за ним идет 4-й квартал, далее – 2-й, и на последнем месте – 1-й.
Так или иначе, Эйр Астана в 2023 году показала снижение прибыльности, несмотря на увеличение выручки, что, кстати говоря, стало прослеживаться еще по промежуточным результатам за 9 месяцев 2023 года. У компании рост оперрасходов, очевидно, превышает рост выручки с четким указанием, что компания функционирует в не совсем благоприятной макросреде. Причем мы видим это так: повышенная инфляция ведет к опережающему росту оперрасходов, выраженное регуляторное давление и снижение потребвозможностей домохозяйств из-за инфляции – к сужению поля для повышения тарифов.
Оценочный показатель ROC Эйр Астаны за 2023 год сложился на уровне 17,8% против 19,6% за 2022 год. Нормализованная оперприбыль после выплаты налога за 2023 год составила 48,7 млрд. тенге (-5,8%), нормализованная чистая прибыль – 31,5 млрд. тенге (-13,6%).
Как было отмечено выше, Эйр Астана имеет большой план капитальных затрат до 2028 года. Однако в 2023 году капекс (по изменению основных средств) понизился со 101 до 81 млрд. тенге, но что с увеличением амортизации улучшило финансовое положение компании.
Так, валовый долг Эйр Астаны в 2023 году показал дальнейшее снижение – с 345 до 327 млрд. тенге. Чистый долг за период сократился с 212 до 186 млрд. тенге.
Выпущенная финотчетность за 2023 год характеризуется в целом как смешанная.
Оценка Эйр Астаны
Мы оценили Эйр Астану в 452 млрд. тенге, что при текущем (увеличенном) количестве акций дает оценку на штуку на уровне 1270 тенге ($11,3 за ГДР). Мы выставляем по акциям Эйр Астаны рейтинг Покупать. Потенциал по ценам вчерашнего закрытия (1069,9 тг и $8,85) составляет 18,7 и 27,7% соответственно.
Мы напоминаем, что в результате февральского IPO доля главного акционера АО «ФНБ «Самрук-Казына» снизилась в компании с 51 до 41%, BAE Systems – с 49 до 15,3%. В рамках размещения Эйр Астана увеличила количество акций в обращении с 306 до 356,5 млн. штук с привлечением в капитал ориентировочно 54,1 млрд. тенге. Акции были размещены по цене 1073,83 тенге за штуку, ГДР – $9,5.
Мы обращаем внимание, что наша оценка является оптимистичной. Помимо того, что она учитывает повышенные капитальные затраты в ближайшие годы, мы закладываем также улучшение прибыльности организации. Наша оптимистичность основывается на том, что безусловным отличительным преимуществом Эйр Астаны является ее сильный менеджмент во главе с Питером Фостером.
В отдельности мы подчеркиваем, что Эйр Астана, несмотря на давнее присутствие в Казахстане, является, скорее, историей роста, нежели зрелой организацией, как и в целом Республика Казахстан (по своему социально-экономическому развитию), в которой она базируется. Иными словами, мы не ожидаем от компании выплаты существенных дивидендов в ближайшие годы. Как известно, в прошлом Эйр Астана почти не платила дивиденды, в обозримом будущем ориентируется на выплату до 30% от чистой прибыли.
Связанные статьи на Корнере: