Вопрос на миллион: о неработающем банковском мультипликаторе в Казахстане

09.04.2018 в 21:51

5, 6 и 7 апреля в Alma-U состоялась лекция по макроэкономической теории, на которой среди прочих был поднят технический вопрос о том, как развязать клубок накопившихся в экономике Казахстана проблем, в частности решить проблему с нерабочим банковским мультипликатором.

5, 6 и 7 апреля в университете Alma-U состоялась 30-часовая лекция по макроэкономической теории, на которой среди прочих был поднят технический вопрос о том, как развязать клубок накопившихся в экономике Казахстана проблем, в частности решить проблему с неработающим банковским мультипликатором. Обсуждение получилось жарким, но в итоге конструктивным, и есть смысл передать его на страницах Корнера.

Макроэкономическая теория знает, что наличность, эмитированная государством, превращается в денежную массу (в нашем случае показатель М3) посредством действия банковского мультипликатора, чему в свое время была посвящена отдельная статья. Так, например, если в какой-либо стране норма банковского резервирования установлена на уровне 10%, то деньги, эмитированные государством, потенциально могут вырасти в 10 раз. Но для этого необходимо выполнение двух условий: наличие желания субъектов экономики нести деньги в банки и, одновременно с этим, желания банков выдавать кредиты экономики, что все вместе может происходить только на волне оптимизма в экономике. Так, например, понятно, что в кризис банковский мультипликатор сжимается как раз из-за сворачивания обоих факторов, и задача государства (работающего на кейнсианско-монетарных принципах) заключается в том, чтобы подпитать экономику необходимым финансированием. В тот момент, когда деловая активность в экономике начинает восстанавливаться, что отражается в росте банковского мультипликатора и соответственно денежной массы, государство постепенно изымает эмитированные на поддержку экономики денежные средства. Так работают центральные банки развитых стран, таргетируя инфляцию на уровне 2%.

В Казахстане есть проблема со вторым фактором – желанием банков выдавать кредиты экономике, что выражается в постоянном росте депозитной базы и почти нулевым кредитованием экономики, что привело к тому, что в финансовой системе в краткосрочных инструментах денежного рынка застряло очень большое количество денежных средств. Так, с 20 августа 2015 года – момента перехода Казахстана на политику инфляционного таргетирования, отмечается постоянный рост выпущенных и размещенных нот Национального Банка, который в настоящий момент достиг астрономической суммы в 4,2 трлн. тенге (см. ссылку). В этом собственно и заключается вопрос: что делать с этой массой денег? Действия Национального Банка по снижению базовой ставки говорят о том, что регулятор пытается дестимулировать банки к покупке нот, подталкивая их к выдаче кредитов экономике. Но способно ли принести дальнейшее снижение ставок денежного рынка к нужному эффекту? Ведь очевидно, что выход столь большой суммы в реальный сектор способен придать сильную акселерацию краткосрочному экономическому росту. С учетом вновь накапливающегося диспаритета покупательской способности, в особенности на фоне снижения базовой ставки при сохранении ползучей инфляции, это является маловероятным. В конце концов, ставки по долларовым депозитам были опущены в стране почти до нуля, но уровень долларизации казахстанской экономики остается по-прежнему высоким.

Надо понимать, что слабая кредитная активность казахстанских коммерческих банков является следствием диспаритета покупательской способности страны, о чем на сайте Корнер было написано очень много. Кроме того, росту деловой активности мешает проблема перекредитованности экономики Казахстана и повсеместно плохих кредитных досье, о чем также говорилось. Как бы парадоксально это не звучало, но для снижения избыточной ликвидности в финансовом секторе необходимо ужесточение монетарной политики Национального Банка с целью, наконец, коренного понижения уровня инфляции в стране.

Так, на указанной выше лекции был рассмотрен такой пошаговый вариант:

Повышение базовой ставки. Да, банки будут рады такому шагу и в таких условиях перестанут вообще рассматривать кредитование реального сектора. Но будем надеяться временно… На втором этапе выравниваем (ослабляем) курс тенге до паритетного уровня. Следующим шагом начинаем проводить скрупулезное разъяснение о том, что Казахстан стремится понизить как фактическую, так и ожидаемую инфляцию до уровня развитых стран. Эта риторика направлена к внутренним производителям и потребителям. Повышаем независимость центрального банка. Велосипед не придумываем и полностью копируем структуру выборности американской ФРС. Необходимо помнить, что скорость схождения плановых (ожидаемых) величин с фактическими напрямую зависит от доверия к регулятору, а этот шаг является очень сильным. Вводим бюджетное правило, например, на 40 долларах, что подразумевает ограничение роста государственных расходов. В то же время оказываем точечную, но ограниченную поддержку важным внутренним производствам: ни в коем случае нельзя допустить их банкротства по причине нехватки ликвидности. В таких условиях приватизация гособъектов выглядит необходимой мерой, в том числе для того чтобы снять нагрузку с бюджета и осуществить повышение заработных плат военных, полицейских, пенсионеров и студентов (то есть той категории субъектов, которые по определению не могут быть переданы в частный сектор). Так, например, могут быть приватизированы образовательные учреждения и объекты здравоохранения, за исключением тех, что находятся в регионах (не интересных частному капиталу). При этом в качестве акционеров рассматриваются сотрудники этих учреждений. Понятно, что все это проводится не потому, что у Казахстана нет денег, а как раз из-за того, что их слишком много в экономике. Бюджетное правило, безусловно, вызовет более быстрое накопление международных резервов и активов Национального фонда страны, а значит, Казахстан может направить эти средства на укрепление экономики путем трат за рубежом, не вызывающих инфляцию. Например, на расширение программы Болашак, отлично зарекомендовавшую себя за годы существования, и/или, например, на выдачу турпутевок пенсионерам (для массовости – в страны ближнего зарубежья). Главный посыл: в стране должны остаться наиболее способные для внутреннего производства граждане, а это, как правило, мужчины и женщины от 24 до 50 лет. Целесообразным выглядит также массовое списание плохих кредитов, но при одновременном ужесточении условий потребительского кредитования с целью недопущения роста иждивенческих настроений.

К сожалению, эти меры в том или ином виде в настоящий момент выглядят, как единственное средство для стабилизации экономики Казахстана. При этом надо ли говорить, что их качественное исполнение является краеугольным вопросом. Следует отметить, что теоретически они вызовут бурный рост внутреннего производства, стабильность курса национальной валюты, которая по умолчанию остается свободноплавающей, снижение роли государства в экономике и, наконец, упорядочение работы банковского мультипликатора. Срок нормализации ставок будет всецело зависеть от быстроты понижения инфляции.

Последнее, что важно отметить – на сайте Корнер об этом также говорилось, что для усиления национальной идентичности казахстанцев, в особенности на фоне прогнозируемого в таких условиях притока рабочей миграции и иностранных инвестиций, можно принять специальную национальную программу. К текущей теме она относится мало, но здесь говорится о ней, поскольку она также обсуждалась на вышеуказанной лекции. Так, например, на последнем этапе стабилизационных мер предлагается ввести 4-ступенчатую премию для всех желающих казахстанцев после прохождения соответствующего экзамена: на первом этапе – с 20 до 24 лет за знание казахского языка, на втором этапе – с 24 до 28 лет за знание истории Казахстана, с 28 до 32 лет за знание казахской культуры и обычаев, а также всех своих родственников, с 32 до 36 лет – за написание книги о Казахстане. Можно стартовать условно в виде ежемесячной премии в размере 10000 тенге и 5% скидок на проезд в автобусах, поездах и самолетах и расширять ее по мере прохождения этапов. На последнем 4-м этапе такому гражданину Казахстана присваивается титул «Носитель казахского языка и культуры», что в целом должно подействовать укрепляюще на казахстанское общество и противостоять пагубному западному влиянию по мере роста экономики страны.

Вот такие вот меры. Есть у кого-то другие решения, как стабилизировать постоянно накапливающийся кэш в банковской системе? Буду рад подискуссировать.

 

Связанные статьи на Корнере:

Книга "О влиянии ползучей инфляции на экономику Казахстана" от января 2014 года