В пятницу АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» объявило о начале процесса выкупа своих глобальных депозитарных расписок и простых акций, чему предшествовало намерение, выраженное компанией в начале недели, 4 декабря. В многостраничном документе, описывающим процедуру выкупа, компания в то же время отметила, что не намерена приобретать привилегированные акции, сославшись на то, что принадлежат они «текущим и бывшим сотрудникам Группы РД КМГ», «являются важной формой мотивации рабочей силы», которая может передавать их «по наследству» и, как следствие, представляют собой инструмент «поддержания социальной стабильности в регионах». С учетом того, что еще в середине 2016 года компания была намерена выкупить как простые, так и привилегированные акции, соответственно не используя подобные формулировки, привилегированные акции после публикации этого сообщения упали больше чем на 15%. См. 15-минутный график ниже, взятый с investing.com. Примечательно при этом отметить, что после вышеуказанной публикации РД КМГ крупные покупатели префов не исчезли, а лишь переместились в область 10000-10100 тенге за штуку.
Тезисно о выкупе ГДР и простых акций
С целью понимания структуры объявленного тендерного предложения есть смысл привести его основные тезисы, при этом точность не гарантируется:
Анализ методики выкупа
Анализ еще неизмененной Методики РД КМГ по определению стоимости акций при их выкупе от 23 января 2008 года показывает, что компания может выкупать акции на рынке добровольно или по требованию ее акционеров. По инициативе компании в случае наличия организованного рынка акции могут выкупаться по текущей рыночной цене. Но это пока. Как было отмечено выше, компания намерена изменить эту редакцию, чтобы осуществить объявленный выкуп с премией к текущей рыночной цене (см. выше).
Между тем, по инициативе акционера выкуп осуществляется только в случаях, установленных законодательством Казахстана (см. статью 27 закона «Об акционерных обществах»), по средневзвешенной цене, сложившейся на рынке, в день регистрации заявления акционера в канцелярии компании в случае наличия организованного рынка, за вычетом скидки в 10% и образующегося налога на прирост стоимости. В то же время, если бы рынок отсутствовал, выкуп бы производился по балансовой стоимости собственного капитала на последнюю отчетную дату с некоторыми корректировками. Это может объяснять стремление компании оставить привилегированные акции в листинге KASE, а также не проводить делистинг ГДР и простых акций до истечения сроков действия опционов пут. На 1 октября 2017 года балансовая стоимость собственного капитала РД КМГ составила примерно 30680 тенге на каждую простую и привилегированную акцию.
Условия объявленного тендерного предложения РД КМГ возвращают привилегированные акции в состояние неопределенности
Как видно из таблиц выше, в настоящее время количество простых и привилегированных акций, находящихся в обращении составляет 70,2 млн и 4,1 млн. штук, из которых в качестве выкупленных значатся 3,9 млн. простых акций (в виде простых акций и ГДР) и 2,1 млн. привилегированных акций. НК КМГ принадлежит только 43,1 млн. простых акций, что подразумевает голосующую долю в размере 64,97%. При такой картине увеличить голосующую долю НК КМГ до 75% путем сужения акций, находящихся в обращении, не представляет большого труда, на основании чего можно судить, что компания, скорее всего, реализует объявленный выкуп ГДР и простых акций.
Если предположить, что компания заберет с рынка все свободные простые акции, тем самым повысив голосующую долю НК КМГ до 100%, то расходы РД КМГ на выкуп составят ориентировочно 653 млрд. тенге (23,2 млн. штук * 14 долларов * коэффициент 6 * 334,90), что составляет 47,6% от ее свободного остатка наличности по состоянию на 1 октября 2017 года (1368 млрд. тенге). В этом случае кэш в расчете на каждую простую и привилегированную акцию упадет до 15837 тенге на акцию ( [1368 млн. тенге – 653 млн. тенге ] / [пакет КН КМГ 43,1 млн. штук + префы в обращении 2,1 млн. штук] ). Для сравнения кэш на акцию до операции составляет 20014 тенге на акцию.
Интересно, что, выкупая ГДР и простые акции, компания в рамках объявленного тендерного предложения намерена конвертировать часть ГДР в простые акции, но при этом не нарушая законы РК о не превышении выкупа на величину 25% от общего числа простых и привилегированных акций. Между тем, у компании есть намерение со временем расторгнуть депозитарный договор, что требует перевода всех выкупленных ГДР в простые акции. На этом основании не исключено, что в будущем компания осуществит размещение выкупленных акций единственному акционеру и держателю простых акций на тот момент в лице НК КМГ, что чревато очередным разводнением стоимости привилегированных акций.
Будет ли переводить РД КМГ оставшийся остаток наличности на НК КМГ в виде выплаты дивидендов – вопрос открытый. Выплата дивиденда потенциально на сумму 15875 тенге на каждую простую и привилегированную акцию говорит о потоке денежных средств на держателей привилегированных акций в размере 98 млн. долларов США (2,1 млн. штук * 15837 тг на акцию / 334,90). Если бы сейчас компания объявила выкуп привилегированных акций по цене простых, то на это дело у нее ушло 173 млн. долларов США (2,1 млн. штук * 14 * 6). Есть ли разница между 98 млн. дивиденда и максимальной суммой за выкуп в 173 млн. долларов США, когда компания производит выкуп простых на сумму 1951 млн. долларов США? По мне так нет, принимая во внимание сильное предположение (основывающееся на анализе ликвидности каждого долевого инструмента РД КМГ) о том, что казахстанский инвестор в своей массе сосредоточен как раз в привилегированных акциях. У компании, называющей держателей ГДР «текущими и бывшими сотрудникам Группы РД КМГ», может быть другое мнение на этот счет.
Для полноты картины следует отметить, что есть много других способов, как передать остающийся после объявленного выкупа кэш материнской компании, не прибегая к выплате дивидендов, что позволяет казахстанское законодательство, особенно с учетом того факта, что РД КМГ в скором времени потеряет публичный статус, и вся ее схема объявленного тендерного предложения строится с учетом казахстанского законодательства, в том числе несовершенства его отдельных норм.
Удастся ли конечным держателям привилегированных акций получить на выходе справедливую стоимость в какое-то определенное время в будущем, зависит от текущего отношения РД КМГ к своим привилегированным акциям. Опцион пут для ее акционеров, как вытекает из ее тендерного предложения, начал действовать с 8 декабря по 7 января 2018 года, но это с учетом того, что компания не совсем четко говорит об этом конкретно для привилегированных акций. Методика выкупа является, очевидно, несовершенной, раз позволяет выкупать акции по рыночной цене в день подачи заявления от акционера. Что если в этот день средневзвешенная цена сложится на уровне 20000? А если на уровне 40000? Будет ли компания прямо или косвенно препятствовать росту цены? Например, не допуская ее повышения выше 10000 тенге за штуку? Все это возможно на KASE… Казахстанская фондовая биржа за годы существования в стремлении наполнить свои листинги так и не содействовала принятию необходимых поправок в законы, повышающие защиту миноритарных акционеров. В данном случае ей остается следить, как ее площадку используют для налогового оптимизирования.
Все что известно в настоящее время, что в последние месяцы на рынке проходили очень крупные сделки по привилегированным акциям, что косвенно свидетельствует о том, что какой-то крупный участник целенаправленно собирал пакет этих акций. Как было отмечено выше, несмотря на публикацию негативного для держателей привилегированных акций события и снижения их рыночных котировок больше чем на 15%, крупные покупатели не исчезли, а лишь переместились в область 10000 тенге за штуку. На что они рассчитывают сейчас? Задрать рыночную цену до 7 января 2018 года и выставить весь пакет к выкупу компании по этой цене? Или имеют планы уронить цену с целью повышения скупок, рассчитывая, что РД КМГ в будущем выплатит крупные дивиденды на привилегированные акции из оставшейся суммы кэша после выкупа ГДР и простых акций?
К сожалению, все, что остается – это следить за рыночной ценой до 7 января 2018 года. Один плюс в данной ситуации заключается в том, что привилегированные акции хотя бы не упали до той цены, с которой начала несколько месяцев назад - на уровне 7000-7500 тенге за штуку.
PS Я обращаю внимание, что подготовил данный анализ лишь для повышения осведомленности держателей привилегированных акций относительно тендерного предложения РД КМГ с той позиции, как это вижу я. В условиях действия выше перечисленного множества нерыночных факторов никаких рекомендаций, в том числе намеков, в том, что делать дальше, быть просто не может.