За последние 24 часа нефть марки Brent опустилась почти на 4 доллара, спикировав с уровня 50,9 до 47,0 долларов США за баррель. Столь сильный прорыв произошел на новости о том, что OPEC и некоторые не входящие в картель крупные производители нефти на ближайшем заседании 25 мая всего лишь держат курс на продление соглашения по добыче, но навряд ли прибегнут к расширению ее сокращения. Это стало последней каплей в чаше терпения инвесторов: рынок видит устойчивость сланцевой индустрии США при текущих котировках нефти, одновременно оценивая высокий накопленный объем запасов нефти в мире.
В декабре 2016 года страны ОПЕК и 11 не входящих в картель государств договорились снизить в течение 1-го полугодия 2017 года производство сырья суммарно на 1,8 млн. баррелей в сутки. Тогда эта новость весьма позитивно повлияла на котировки нефти, хотя еще на тот момент было известно, что из соглашения выпадает сланцевая индустрия США. Именно она в итоге подорвала действенность заключенного пакта, поскольку, как показывает статистика, сектор чувствует себя весьма и весьма неплохо.
В самом начале кризиса на нефтяном рынке, когда цены на нефть только начали показывать первые признаки надвигающегося обвала со 100 долларов США за баррель, бытовало мнение, что себестоимость сланцевой нефти в Америке находится на уровне 80 долларов США за баррель. Далее аналитики опустили эту планку до 60, а уже сейчас понятно, что и при текущих 40 долларах сектор не готов останавливать свой рост. Так, например, отчет американской компании Baker Hughes, выходящий в США на еженедельной основе, показывает устойчивый рост задействованных буровых установок. Еще на 1 июля 2016 года их количество составляло 341, а в соответствии с последними данными от 28 апреля – 697.
Но главный вопрос заключается в том, что делать ОПЕК и другим независимым нефтедобытчикам? Расширять сокращение добычи в рамках нефтяного пакта означает просто отдать свою долю в поставках производителям Америки. Сохранить пакт в текущем виде – значит смириться со складывающимися котировками цен на нефть. Еще один вариант – присоединить к пакту сланцевую индустрию США (история развития мирового нефтебизнеса имеет такие прецеденты), но если она действительно является прибыльной при текущих ценах на нефть, она навряд ли пойдет на это с учетом того, что сланцевая индустрия США представляет собой большое множество независимых производителей. Так, где же себестоимость сланцевой нефти Америки? Похоже, мировой рынок нефти не скоро выйдет из верхней планки коридора в 55-60 долларов за баррель. Это – реально пат. Субъективно нефть марки Brent может вновь вернуться к уровню 40 долларов за баррель.
Вот такой вот неутешительный прогноз...