О сдержанности на дорогах и в повседневной жизни

04.05.2017 в 15:19

На сайте тихо и спокойно. В связи с отсутствием значимых новостей по темам, которые я покрываю, решил написать о сдержанности на дорогах и в повседневной жизни. Надеюсь, статья принесет хоть какую-нибудь пользу.

Сейчас я напишу об одной теме, которая, казалось бы, не имеет отношения к экономике. В действительности это не совсем так, и в корне этой статьи будет лежать один из десяти базовых принципов экономики «Субъекты реагируют на стимулы государства».

Буквально вчера получила довольно большой резонанс статья о стычке на дороге между двумя автолюбителями. Как все понимают, проблема является очень злободневной и распространенной. В этом конфликте многие встали на сторону водителя джипа, причем водитель Лексуса уже принес извинения. Я тоже в начале встал на сторону водителя джипа, хотя надо признать, что после этого у меня остался определенный осадок. Подумав, я выработал несколько иную точку зрения. Но не имеет смысла писать о том, чью сторону в итоге принял я, поскольку эта статья посвящена несколько другой проблеме и в общем и целом касается всех сторон конфликта. Между тем, надо признать, что я, к сожалению, был в роли как первого, так и второго участника («принципиально не пропущу» или «принципиально протолкнусь»), о чем, безусловно, почти сразу же жалел. О том, что поддавался эмоциям под грузом обыкновенных бытовых проблем.

Проблема нашей экономики заключается в том, что внешняя среда (в данном случае она рассматривается как стимул государства) играет большое влияние на поведение людей. Экономический кризис в Казахстане тянется много лет, недавнее значительное укрепление тенге против рубля привело к тому, что в Казахстане существенно возрос парк автомобилей из России, что не могло не повлиять на ухудшение ситуации с заторами. Люди сейчас объективно раздражены и зачастую вымещают свой гнев на первых встречных людей, и естественно наиболее обыденное место для этого – на дороге (это очень удобно: оскорбить кого-то, нажать на педаль газа в любой момент и уехать без последствий).

Надо понимать, что государство дает различные стимулы, влияющие на поведение субъектов, как позитивные, так и негативные. И если с позитивными все понятно и правильно, то с негативными все не так очевидно. Но здесь важно понять самое главное: только от конкретных людей в конкретной ситуации зависит, дадут ли они ход этим негативными стимулам на практике или все-таки нивелируют их. Мне кажется, понимая это, разумные люди начнут уходить от ситуации, когда они скатываются на какие-то бытовые конфликты. Не поддавайтесь на провокации жизни!

Статья не оправдывает людей, поступающих в итоге не правильно, а призывает к тому, чтобы люди стали более сдержанными с учетом текущих экономических проблем, которые испытывает Казахстан. Стоит лишь всмотреться и можно увидеть вокруг себя множество несчастливых людей (а все мы, так или иначе, ищем поддержки у окружающих). Уже довольно давно, выходя на работу, я говорю себе, что сегодня пропущу как минимум 3-х человек на дороге. Я поступаю так вне зависимости от того, нарушают ли дорожные правила люди или едут правильно, и в итоге получаю хорошее настроение с позитивным влиянием на свою работу. Те, кто оказывается в итоге не прав, так или иначе, получает по заслугам. Жесткие автомобильные законы, камеры, вездесущие полицейские делают свое дело, а для меня же все люди по умолчанию на дороге либо опаздывают, либо едут по неотложным делам.

То, о чем я говорю, имеет колоссальное влияние на темпы развития гражданского общества. Как-то недавно в одном разговоре я навскидку сказал, что успех государства возможен только в двух случаях: когда присутствуют либо сильная монархия, либо сильная демократия. С учетом того, что Казахстан выбрал вектор перехода на парламентскую форму правления, я считаю, что успех этого предприятия будет зависеть от того, насколько общество будет готово к нему. А это как раз то, о чем я пишу: люди должны выработать иной тип мышления и уходить от всего старого, в рамках которого у нас еще возможны конфликты на дорогах между автолюбителями. Тем не менее, я сам еще думаю над сказанным мной выводом и пока тестирую его в различных жизненных ситуациях. Но пока так…

В общем, будьте терпимее и добрее к окружающим и помните, что субъекты реагируют на стимулы.