Анализ: О повышении производительности казахстанской экономики

11.05.2017 в 12:29

Наше правительство долгое время бьется над коренным повышением уровня ВВП, о чем часто декларируется с высоких трибун. Стремление является интуитивно понятным, поскольку обоснованно предполагается, что чем больше будет ВВП, тем лучше казахстанцы будут жить.

Производственная функция ВВП

Наше правительство долгое время бьется над коренным повышением уровня ВВП, о чем часто декларируется с высоких трибун. Стремление является интуитивно понятным, поскольку обоснованно предполагается, что чем больше будет ВВП, тем лучше казахстанцы будут жить. Но в данном случае сказать легче, чем сделать. Как же повысить ВВП Казахстана коренным образом в короткие сроки? И особенно с учетом того факта, что Казахстан за 25-летнюю историю независимости прошел период быстрого роста и соответственно действует в условиях относительно полной загруженности экономики?

Следует начать с того, что повышение ВВП в теории рассматривается как не что иное, как увеличение производительности экономики – важный экономический показатель, который характеризует количество произведенной продукции на одного человека. Этот показатель полезно посмотреть в призме, так называемой производственной функции ВВП.

В соответствии с производственной функцией ВВП, объем выпускаемой продукции (Y) зависит от 5 переменных – количества труда (L), количества физического капитала (K), количества человеческого капитала (H), количества природных ресурсов (N) и доступности эффективных производственных технологий (A):

Y = AF (L, K, H, N)

Если нивелировать в этой функции количество труда (L), то есть количество населения страны, как относительно постоянную величину, то производственную функцию ВВП можно трансформировать и представить через выше упомянутый показатель производительности экономики, и тогда производственная функция будет включать не 5, а 4 влияющих показателя. В уравнении ниже производительность – это показатель Y/L:

Y/L = AF (1, K/L, H/L, N/L)

Проанализируем полученное уравнение с конца. Все согласятся с тем, что Казахстан является страной, богатой на природные ресурсы, и N/L интуитивно имеет избыточное значение. Именно за счет этого показателя Казахстан в прошлом достигал высокого экономического роста. Как на счет человеческого капитала (H/L)? Он также неплох: наша нация всегда была в целом неглупой + советская система обучения и собственные программы развития страны такие как Болашак существенно повысили количество человеческого капитала. Но здесь есть определенные пробелы, о которых пойдет речь ниже. Как на счет физического капитала или, иными словами, доступности средств производства? Вот здесь вырисовывается уже большая проблема, поскольку Казахстан почти не выпускает факторы производства для нужд экономики. В свою очередь, показатель А – доступность эффективных производственных технологий, субъективно находится на уровне, близком к нулю. Два последних вывода вытекают из того, что страна до последнего времени мало производила продуктов конкурентной экономики, преимущественно импортируя их, соответственно отсутствовал рыночный плацдарм для их накопления в прошлом.

Переход Казахстана на новый вектор экономики – политику таргетирования инфляции, и существенная девальвация курса тенге, очевидно, закладывают фундамент для роста продукции конкурентной экономики и соответственно для роста производительности экономики и ВВП. Но есть неявные преграды, которые существенно затягивают этот процесс. Собственно о них и идет речь в данной статье.

 

Наблюдения вместо статистики

Теория теорией, а теперь предлагаю спустится на микроуровень. Говорят, что в Казахстане очень высокий уровень безработицы, и в официальной статистике скрывается он в таком называемом показателе самозанятого населения. Я не имею возможности подтвердить или опровергнуть это, но этого и не нужно. Достаточно лишь обратиться к наблюдениям, а они говорят о том, что уровень безработицы в Казахстане все-таки высокий.

Наблюдение 1. Известно, что Казахстан является страной с низким показателем урбанизации и в силу обширности территории – низким показателем проживания людей на квадратный километр. С одной стороны, те, кто проживают в городах, имеют возможность с детства получать хорошее воспитание, образование и медицинские услуги. Эта категория людей в полной мере получила те бонусы, которые образовались в прошлом от экономического роста страны (от увеличения добычи полезных ископаемых). Как правило, у этой категории нет проблем с нахождением достойной работы. В то же время те, кто проживают в регионах, и их – существенная масса, уже с детства испытывают проблемы с получением достаточного уровня образования и медицинских услуг. И это не удивительно: низкая плотность населения в регионах, как правило, является основной причиной отказа от осуществления коммерческих инвестиций в объекты инфраструктуры в этих регионах (государство, конечно же, осуществляет инвестиции, но оно не способно подменить собой частный сектор). В регионах население мало образовано и менее физически здорово, но также как и все граждане страны, имея доступ к телевидению и в интернет, желают себе хорошей жизни. Как правило, такие люди в поиске лучших перспектив приезжают в крупные города Казахстана и находят свое место в строительной индустрии, общепите, на автомобильных мойках, автозаправках, в розничной торговле и, надо признать это, в криминале и теневой экономике. Так или иначе, речь преимущественно идет о низкой оплачиваемости труда. Но здесь важно вынести два самых главных вывода: это прослойка населения является существенной и готова работать преимущественно руками, и, также как и население городов, рассчитывает на достойный заработок, но вместо этого лучшие годы своей жизни растрачивает на несоответствующие их ожиданиям дела.

Наблюдение 2. Присутствует раздутость штатов в государственных органах и крупных предприятиях страны. Казахстан пережил не одно обострение даже в рамках текущего экономического кризиса, и когда речь заходила об оптимизации издержек и трудовых ресурсах на крупных предприятиях, государство этому всячески препятствовало, что подрывает в целом конкурентоспособность экономики страны. Но любой кризис имеет два начала и в частности дает возможность переосмыслить экономические процессы. Но понятно, что «переосмыслять» нужно только тогда, когда одновременно предоставляются полноценные возможности.

Наблюдение 3. После существенной девальвации курса тенге произошли значительные ценовые диспропорции в потребительских ценах. Так, например, низкие цены на общепит соседствуют с космическими ценами на квартиры, автомобили и технику. С учетом того, что в Казахстане импортная продукция занимает повсеместное значение, с этой позиции зарплаты в Казахстане можно назвать, скорее, низкими, чем высокими, и именно на этом факторе сдерживается потребительская инфляция. До тех пор пока импорт будет главенствовать в экономике страны, ценовые диспропорции будут сохраняться.

Наблюдение 4. Безработица среди молодежи является, как правило, высокой, и Казахстан не является здесь исключением, но именно молодежь является наиболее перспективным фондом труда в компаниях «новой экономики». К сожалению, молодые люди, которые уже с детства являются информационно подкованными, не имеют возможности реализовать свой умственный потенциал. И еще один важный фактор: как правило, молодежь не учитывается в подсчете работающего населения и соответственно традиционно выпадает из калькуляции производительности, но ее привлечение именно в этот сектор имеет хорошее влияние на темпы роста экономики.

 

Меры по повышению производительности

На основании сказанного предлагается повысить производительность казахстанской экономики двумя способами – лучше вовлечь население регионов в экономику Казахстана и выстроить фундамент для привлечения казахстанской молодежи в сектор IT, начиная с 14 лет.

Так, я предлагаю создать в Казахстане 4 производственные площадки по выпуску самой разнообразной продукции – в окрестностях Астаны, Алматы, Шымкента и на западе страны, и допускать к производству любых желающих граждан Казахстана с регионов по праву «одного шанса». Речь идет о небольших и средних производственных линиях. Государство здесь может выступать в качестве проверяющего органа за целостностью оборудования, а также организовать системы сбыта готовой продукции (нельзя забывать, что государство само является крупнейшим потребителем) и формирования налоговой отчетности. Какое оборудование закупать – решать государству, поскольку перед ним лежит картина по корзине потребительских товаров. В то же время право «одного шанса» говорит о том, что те люди, которые не смогут проявить организаторских и производственных способностей, должны передавать оборудование другим желающим, а сами могут продолжить участие в этом же производстве, но уже в качестве наемных работников. Граждане страны, которые в свою очередь проявят организаторский и производственный талант должны иметь возможность выкупить оборудование у государства, не говоря о том, что должны сами принимать решения, кого брать к себе на работу. Близость производственных площадок к крупнейшим городам страны, с одной стороны, минимизирует транспортные расходы, с другой стороны, позволяет ее работникам не чувствовать себя оторванными от мейнстрима. В целом принцип работы производственных площадок имеет большую параллель с китайскими деревнями, но здесь все должно быть организовано на высшем уровне с предполагаемым уровнем координации работников и контролем государства. И тогда люди, которые условно приезжают в крупные города Казахстана с регионов, будут знать, что государство предоставляет им шанс организовать свое дело и превратиться в настоящих предпринимателей.

Будет «переведено» много импортного оборудования? Несомненно, да, но Казахстан может себе это позволить, поскольку достигает сразу несколько целей: добивается повышения производственной квалификации населения, то есть поднимает фактор H/L в производственной функции ВВП, увеличивает уровень счастья среди существенной прослойки граждан страны и в конечном итоге увеличивает производительность своей экономики. На этом фоне можно также прибегнуть к оптимизации численности персонала государственных органов и не препятствовать трудовой оптимизации крупных предприятий страны. И это не говоря о том, что выстраивается полноценный практический мост между недавно принятой политикой инфляционного таргетирования и девальвации курса тенге и реальной экономикой.

Некоторые наблюдательные читатели могут прийти к выводу, что произойдет отток молодых работников в строительной индустрии, общепите, на автомобильных мойках,автозаправках, в розничной торговле. Но здесь последствия являются логичными и простыми, но самое главное – очень полезными. В частности в строительной индустрии произойдет рост заработных плат, что с учетом высокой рентабельности сектора отразится на снижении маржи строителей (навряд ли они будут переносить рост издержек на потребителей). В общепите и в розничной торговле места молодых людей займут граждане пожилого возраста, как это распространено в западных странах (в силу возраста они являются менее «горячими» и более учтивыми). Между тем, автомобильные мойки начнут переходить на обслуживание в автоматическом режиме без участия человека. В свою очередь, автозаправки будут переходить на самообслуживание, как во всем развитом мире. Наконец, в Казахстане должна улучшиться криминогенная обстановка.

И раз уж Казахстан перешел на политику инфляционного таргетирования, то есть путь регулирования инфляции через денежную массу, пора ввести повсеместно в республике монетарные стабилизаторы в виде полноценной денежной компенсации на случай потери работы, которые в период кризисов дают возможность автоматически увеличивать денежную массу – мера против понижения экономического роста. Я очень жду этого нововведения, например, от правительства России в среднесрочной перспективе (как только они окончательно стабилизируют свой бюджет), поскольку они неплохо продвинулись во внедрении новой политики инфляционного таргетирования. Об этом я много писал. Внедрение такой меры в Казахстане, мало того, что положительно отразится на самочувствии граждан, позитивно повлияет на повышение стабильности экономики страны.

Что касается вовлечения молодых людей в сектор IT, начиная с 14 лет, то организация такового просто напрашивается в Казахстане уже много лет. В стране до сих пор нет площадки, куда могли бы приезжать молодые люди со всего Казахстана для реализации своих «безумных» идей новой экономики. Для элементарного обмена опытом. Я понимаю, что многие скептически отнесутся к созданию казахстанской Силиконовой долины или Сколково, но само время и, если хотите, уровень продвинутости современной казахстанской молодежи требует наличие этого центра. И это не говоря о том, что в Казахстане уже очень долгое время стоит вопрос о практической реализуемости решений казахстанских ученых. В таком центре государство могло бы выстроить необходимую первоклассную инфраструктуру и просто распахнуть его двери для всех желающих граждан Казахстана, имеющих хотя бы небольшие навыки в IT. Государство может платить таким людям определенную заработную плату и путем законодательного регулирования быть в числе первых на выкуп отечественных разработок.

И последнее, что необходимо сказать в данном контексте, что стране не нужно бояться кризисов и связанных с ними перемен. Когда-то в сельскохозяйственном секторе США работало до 90% населения страны, и когда встал вопрос о потере рабочих мест в секторе, первой реакцией американского правительства была защита отрасли. Но сегодня в этом секторе работает только 3% американцев и спустя время стало очевидно, что государству не следует сопротивляться переменам. Достаточно лишь создавать условия для плавного перехода людей из одних отраслей в другие, которые обещают лучшие перспективы и более высокий заработок, а для экономики – увеличение ее производительности и всеобщий рост благосостояния граждан.

Наконец, я не отметил в статье имеющиеся программы государства по стимулированию экономического роста, которые считаю неплохими. К таким можно отнести налоговые послабления и компенсации, которые предоставляет страна при капитальных вложениях субъектов. Но, на мой взгляд, практическая реализуемость этих мер произойдет только тогда, когда Казахстан начнет скрупулезно следовать политике инфляционного таргетирования или, иными словами, даст понятные правила работы для субъектов экономики по двум важным аспектам – ожидаемой инфляции и будущему курсу тенге.