Анализ: О мерах по развитию госязыка рыночными методами

09.07.2017 в 18:23

Так случилось, что в Казахстане значительная часть населения страны, даже среди коренных граждан, не знает государственный язык, что представляет собой довольно уникальный случай в мировой практике. Вопрос этот, очевидно, беспокоит наше государство.

Так случилось, что в Казахстане значительная часть населения страны, даже среди коренных граждан, не знает государственный язык, что представляет собой довольно уникальный случай в мировой практике. Вопрос этот, очевидно, беспокоит наше государство, о чем можно судить о многочисленных мерах по его решению. И хотя с момента получения Казахстаном независимости можно констатировать определенный прогресс в решении этой проблемы, ситуация с развитием госязыка протекает, скорее, эволюционно, нежели революционно. Речь в этой статье пойдет о том, как существенно ускорить развитие казахского языка в стране, причем рыночными методами, так чтобы этот процесс шел хотя бы вровень с развитием гражданского общества в быстротечном современном мире.

 

Суть проблемы

Чтобы понять проблему развития госязыка и всех сопряженных с ним вопросов (о коих пойдет речь ниже), думаю, нужно начать с того, что просто поставить себя на место молодого человека, который только закончил университет и впервые в жизни начинает самостоятельно принимать решения, которые в будущем повлияют на его судьбу. Все мы в этом возрасте оценивали, куда нам пойти работать, в каком направлении дальше развивать свои знания, заводить ли семью сейчас или оставить этот вопрос на то время, когда мы станем финансово независимыми. Рассуждения рассуждениями, но если говорить объективно, в этом вопросе поле для выбора у большинства молодых людей на этом этапе жизни является весьма узким, поскольку решения им приходиться во многом принимать исходя из тех условий, которые сложились в государстве. И здесь работают два базовых принципа экономики: субъекты реагируют на стимулы и стоимость чего-либо – это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое.

Как бы поступили вы, если перед вами встали следующие вопросы? Начать карьеру в министерстве финансов или в крупном коммерческом банке? Учить казахский язык или английский? Освоить историю Казахстана или закончить курсы МСФО? Для большинства граждан Казахстана ответы на эти вопросы являются очевидными, поскольку работа в частном банке, знание английского языка и получение новых навыков в экономике рисует перед нами более хорошие перспективы по получению существенного дополнительного заработка в будущем.

Подойдем к проблеме под другим углом. Представьте, что есть суперкомпьютер, который предложит вам на выбор загрузить в ваш мозг либо казахский язык в совершенстве, либо английский язык в совершенстве так, что вы смогли бы написать второго Гарри Поттера? Что бы вы выбрали, будучи русским по национальности? А казахом? )) Вопросы являются явно наводящими.

Это собственно суть вопроса, к которой я веду. Изучение казахского языка является сегодня экономически не окупаемым, и именно это является главной его проблемой. Государство разбивается в «лепешку», но учат сегодня казахский язык только те граждане, которые условно считают это своим долгом. Это как покупать в условиях повышенной инфляции и сложившегося торгового диспаритета более дорогой и менее качественный казахстанский товар, игнорируя импортные аналоги. Стратегия die but buy Kazakh. (Можно как угодно называть этих людей, к примеру, патриотами, но именно благодаря им, например, не произошло полного упадка внутреннего производства в период с 2003 по 2015 годы…)

И так, как сделать так, чтобы изучение казахского языка стало трендом в Казахстане? Как достичь этого реальными методами, ни в коем случае не прибегая к радикальным шагам? Помните, что на нашем сайте против резких административных шагов?

 

Деньги с вертолета

Как-то бывший глава ФРС Бен Бернанке сказал, что разбрасывание денег с вертолета во время кризисов является более подходящей мерой, чем увеличение ликвидности посредством имеющихся инструментов денежно-кредитной политики. В общем и целом он прав: в этом случае население бы получало деньги от государства напрямую, и последнему не надо было бы думать над решением вопроса о том, что банки во время кризисов не охотно кредитуют реальную экономику. Несмотря на плюсы этого метода, так неочевидные для неспециалистов, Бен Бернанке даже получил прозвище Бен-вертолетчик. Но не важно… Почему бы в Казахстане не взять лучшее от этой идеи и не применить это на практике? Почему бы государству не давать деньги населению напрямую за изучение и знание казахского языка?

Я предлагаю Казахстану рассмотреть возможность выплаты ежемесячного пособия для лиц, достигших 21 года и знающих на первом этапе разговорный казахский язык. Установить выплату до 24 лет в размере 15000 тенге в месяц. По достижении 24 лет выплата либо прекращается, либо гражданин сдает второй тест на знание истории Казахстана, культуры и традиций казахского народа с прибавкой в 5000 тенге вплоть до достижения возраста 27 лет. В 27 лет гражданину предлагается сдать третий тест, подтверждающий большой словарный запас и умение составлять литературные рассказы. Если и здесь сдача теста проходит успешно, то выплата продлевается еще на три года и на 5000 тенге. По достижении гражданином 30 лет выплаты прекращаются. Срок действия программы - 30 лет.

Помимо денежной компенсации сдача первого теста дает гражданину статус Носителя казахского языка, второго – Носителя казахской культуры и традиций, третьего – Почетного носителя казахской литературы. Надо ли говорить, как люди относятся к получению наград?

Установление срока выплат пособий в период с 21 года до 30 лет является неслучайным. Отчасти выше я уже ответил на этот вопрос, поскольку показал, что именно в это время молодые люди начинают принимать судьбоносные решения, влияющие на их оставшуюся жизнь, и важно, чтобы в этот период они не игнорировали изучение государственного языка и культуры народа. Для учащихся средних школ, между тем, это будет явным стимулом для более вовлеченного изучения языка в школе. Но почему прекращается выплата после 30 лет? Есть две причины. Первая заключается в том, что в 30 лет человек является уже состоявшейся личностью и пользуется в жизни именно тем, что приобрел ранее. Если по достижении этого возраста человеку по роду занятий не нужно знание казахского языка, то, скорее всего, оно не понадобится ему и в будущем. Вторая причина естественно заключается в возможностях государства, поскольку речь идет об увеличении государственных расходов и нагрузке на бюджет.

Какова цена вопроса? Мера мне кажется настолько эффективной, что лично я убрал бы все остальные госрасходы по развитию госязыка в стране. Между тем, говоря о затратах по данной мере, я бы посмотрел на статистику. В частности интересует вопрос о количестве граждан Казахстана в возрасте от 21 до 30 лет. Я попытался найти эту информацию на сайте Комитета по статистике, но в общем ноу комментс, этот сайт не для слабонервных. Если навскидку предположить, что в стране насчитывается 3 млн. граждан в этом возрасте, то максимальные ежегодные расходы бюджета составят 720 млрд. тенге (20000*12*3000000). Это много, но реалистично. При этом на первом этапе очевидно, что программа стартует с куда меньшими расходами.

Кому-то может показаться сумма в 15000-25000 тенге небольшой. Но нельзя забывать, что речь идет о всем Казахстане, а не только о крупных городах. С точки зрения средней зарплаты в стране, выплата является как раз ощутимой и тем более в возрасте 21-30 лет. Кроме того, государство этой выплатой четко показывает, что заботится о развитии госязыка в стране.

 

Навык или знание?

Как-то раз в одной беседе была озвучена довольно интересная мысль о том, что изучение какого-либо языка представляет собой всего лишь навык, и к категории знаний отнести это никак нельзя. Честно, такая постановка вопроса несколько тронула меня, как человека, потратившего много времени на изучение английского языка, но спорить с этим было трудно. Тем не менее сегодня ответ все-таки сформирован: на первом этапе изучение языка является навыком, а далее по мере углубления его развития – самым настоящим знанием. Иначе, я не могу объяснить, как называется приобретение словарного запаса в 10000 слов.

Для чего я это говорю? В Казахстане все госпрограммы строятся на том, чтобы стимулировать население к изучению бытового разговорного языка. Я же предлагаю выстроить такой процесс, чтобы создать в стране такие условия, чтобы в ней появлялись новые Абаи, Есенберлины, Сейфулины и Макатаевы. Надо понимать с самого начала и на каждом этапе развитие госязыка –это не только научить людей набору выражений для общения в повседневной жизни, но и получение такого знания, чтобы люди могли «творить» в будущем.

Есть и другая проблема, касающаяся не только Казахстана: изучение культуры и традиций в быстротечном современном обществе рассматривается как нечто ненужное и неокупаемое. Между тем, достигать экономического роста, внедрять новые технологии, идти в ногу со времен, но при этом не забывать своей культурной сущности – на мой взгляд, это нечто прекрасное. На этом фоне большие госрасходы (в частности максимальная сумма в 720 млрд. тенге) выглядит оправданно.

 

А здесь причем политика инфляционного таргетирования?

Все давно знают, что я выступаю за сдержанный рост госрасходов с той целью, чтобы привести инфляцию в Казахстане к уровню развитых стран. А в этой статье, получается, призываю к их увеличению. Но, на мой взгляд, как раз все выглядит логичным. Еще один базовый принцип экономики гласит, что иногда государство может оказать положительное влияние на функционирование рынка. Решение развития казахского языка или, как теперь становится понятным из контекста, углубленное развитие госзязыка и культуры является как раз тем вопросом, где государству нужно проявлять решительность. Никто кроме него (в частности субъекты рынка) не возьмут его на себя.