Ровно 26 лет назад, 15 ноября 1993 года, в Казахстане была введена национальная валюта – тенге, что положило начало финансовой независимости страны. Много воды утекло с того знаменательного момента, и сегодняшний праздник Казахстан встречает с политикой инфляционного таргетирования и условно-плавающим курсом, гигантской ликвидностью в банковском секторе и решительностью обновленного состава чиновников решить накопившиеся проблемы.
Но чтобы разрешить вопрос, надо правильно поставить его, и Корнер называет главной фундаментальной проблемой страны слабую теоретическую подготовку лиц из государственного и частного секторов, принимающих макро- и микроэкономические решения. В этой статье в этот знаменательный день есть смысл повторить основные теоретические постулаты относительно фискально-монетарной политики, по которым присутствует абсолютный консенсус в академических кругах развитых стран:
В долгосрочном периоде девальвация является следствием повышенной инфляции, а не наоборот, как это принято считать. Формула обесценения известна и проста; на примере с долларом США она будет выглядеть так: USD/KZT через год = USD/KZT сейчас * (1 + Инфляция в Казахстане) / (1 + Инфляция в США). Субъекты экономики боятся не девальвации, а опережающего роста потребительских цен. Важна не фактическая инфляция, важны инфляционные ожидания. С учетом, что в мире все без исключения валюты не имеют под собой какого-либо обеспечения, их качество (валютная и инфляционная стабильность) идет следствием от фискально-монетарной политики государств. Если бы Казахстан опустил инфляционные ожидания в стране до уровня инфляционных ожиданий в развитых государствах, тенге сравнялся бы по силе с долларом США, евро, фунтом. Соответственно опросы населения относительно ожиданий по росту потребительских цен на год-два не могут отражать инфляционных ожиданий. Снижение инфляционных ожиданий непосредственно связано с оценкой фискально-монетарной системы субъектами экономики и является следствием скрупулезной, безотступной и непротиворечивой монетарной политики центрального банка в длительной перспективе (что на выходе называется еще заякориванием инфляции - термин ЦБР). Процентные ставки на кредиты и депозиты в стране зависят не от уровня ключевой ставки центрального банка, а от инфляционных ожиданий. Эффективная монетарно-фискальная политика напрямую связана с независимостью центрального банка. Эффективность госпрограмм и фискально-монетарного регулирования на практике не зависит от их качества, а зависит от отношения субъектов экономики к ним. Увеличение экономического роста в ущерб показателю инфляции за счет повышения инвестиций в экономику вызывает на выходе в перспективе только инфляцию (доработанная теория Кривой Филлипса). Инфляционное таргетирование с таргетом на уровне 2% (не 4%, не 6%) является единственной жизнеспособной политикой в долгосрочном периоде. Базовая рыночная волатильность национальной валюты напрямую связана с установленным таргетом по инфляции, и если не в геометрической прогрессии, то точно не в арифметической.А главный ресурс в жизни – это не деньги, а время. Главная потеря - упущенное время.
С праздником, друзья! Синего неба над головой, мира вашим домам, крепкого здоровья вам и вашим близким.