Анализ: Концептуальный способ повышения номинальных доходов граждан Казахстана

23.08.2017 в 14:36

В Казахстане давно и остро стоит вопрос значительного повышения отчислений работникам и гражданам, находящимся на обеспечении государства. Вот вариант существенного повышения окладов этой категории субъектов.

В Казахстане давно и остро стоит вопрос значительного повышения отчислений работникам и гражданам, находящимся на обеспечении государства в таких сегментах, как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, поддержка материнства и нетрудоспособных граждан, внутренняя и внешняя безопасность. Надо полагать, что вопрос низких заработных плат стал, например, одной из главных причин того, что государство в недавнем времени инициировало в здравоохранении ряд нововведений в частности посредством обязательного медицинского страхования. Об этом можно прочитать, например, здесь (см. высказывания министра здравоохранения Казахстана Елжана Биртанова).

Инициатива повышения частных сборов для решения проблемы повышения заработных плат госработников является понятной и закономерной, поскольку других мер для коренного улучшения жизни существенной прослойки граждан, находящихся на обеспечении государства, попросту нет. И здесь не надо приводить громоздкую статистику; проблема является интуитивно понятной. Легкая математика: в текущей системе для повышения окладов и пособий в среднем всего лишь с 50 до 100 тысяч тенге в месяц на человека, требуется условно двукратное повышение госрасходов страны, что возможно только при удвоении экономики. Четырехкратное повышение окладов и пособий условно требует четырехкратного увеличения экономики. При всем желании государства улучшить жизнь своих граждан, объективно это является нереальным и прямо говорит о том, что должна быть изменена сама система расходования госсредств. Между тем, важно помнить еще одно очень важное обстоятельство: повышение зарплат и пособий гражданам, находящимся на обеспечении государства, должно происходить, исходя из экономических реалий, и соответственно иметь под собой источник финансирования, поскольку в обратном случае вызывает лишь всплеск инфляции с конечным нулевым реальным эффектом. А если точно – должно поддерживаться ростом реального продукта. Для страны, долгое время испытывающей на себе все дисбалансы, вызываемые ползучей инфляции, это является вдвойне актуальным.

Вот вариант существенного повышения окладов граждан, находящихся на обеспечении государства. Поскольку полноценный анализ госбюджета страны мной не проводился по причине неудобного для анализа представления соответствующей статистики, способ является концептуальным и подлежит тщательной проверке на конечную эффективность.

 

Костяк идеи

И так, на первом этапе все госучреждения и работающий в них персонал передаются в частный сектор для конкурирования на рыночных условиях. Образование и здравоохранение становится в стране платным. Попутно государство принимает законы, регламентирующие общие принципы и минимальные требования в образовании и оказании медицинских услуг, и ужесточающие меры против незаконных поборов.

На втором этапе, поскольку у государства образуется существенный бюджетный профицит за счет значительного понижения государственных расходов, все высвобожденные средства направляются на увеличение базовых пенсий, пособий по материнству и для нетрудоспособных граждан страны, повышение должностных окладов органов внутренней и внешней безопасности.

Немного статистики. Известно, что в стране трудятся 403 тысячи воспитателей и учителей (84,8 тысяч в дошкольных организациях и 318,2 тысяч в среднем школьном образовании) и 245,4 тысяч медработников (74,6 тысяч врачей всех специальностей и 170,8 тысяч среднего медицинского персонала). Не все они – из госсектора, но подавляющая часть. Количество военнослужащих в стране составляет примерно 100 тысяч, количество полицейских – около 80 тысяч. Количество нетрудоспособных граждан, в том числе инвалидов и детей, а также количество пенсионеров я намеренно не привожу, поскольку далеко не все они находятся на обеспечении государства.

 

Анализ влияния на экономику

Стоит обратить внимание, что данный концептуальный подход не требует изменения государственных расходов, которые остаются постоянной величиной. Соответственно постоянной остается и задействованная в экономике денежная масса с нулевым эффектом на инфляцию.

Какие плюсы? Их – несколько. Первый и самый очевидный – существенное снижение коррупции в здравоохранении и образовании. И здесь важно знать, что бытовые поборы в своей массе и постоянстве являются самым крупным сегментом взяток. Хотя здравоохранение и образование в данной предложенной системе становится платным, этот отрицательный фактор компенсируется отчасти или полностью за счет снижения расходов граждан на незаконные поборы. Очевидно, что по мере снижения раздражителей улучшается социальный климат в стране вместе с ростом доверия субъектов к государству. Помимо этого у врачей и учителей снижается необходимость в поиске дополнительных источников заработка с влиянием сосредоточения своих усилий на основной работе.

Во-вторых, это – повышение управленческой эффективности этих двух крупных социальных отраслей. Предполагается, что в предложенной системе у отдельных субъектов услуг появляется весомый стимул для повышения качества – это стремление получить прибыль. На этом фоне ожидается снижение расходов граждан на дополнительные услуги (например, курсы дополнительной подготовки в образовании).

В-третьих, это – устранение конкуренции между государственными и частными институтами с позитивным влиянием на разводнение постоянных расходов. Ранее в статье, посвященной введению в Казахстане обязательной медстраховки, указывалось, что в стране есть проблема двуглавого дракона в виде постоянно растущей конкуренции между государственными и частными институтами, что выливается в постоянный отток квалифицированных кадров в областях здравоохранения и образования из государственного в частный сектор. При текущей системе, на мой взгляд, проблема – не решаемая, которая говорит о том, что госсектор будет по-прежнему характеризоваться качеством услуг ниже удовлетворительного уровня, в том числе за счет незаконных поборов и очередей (переполненных классов), тогда как частные институты будут по-прежнему не досчитываться нужного объема клиентуры с влиянием на дороговизну услуг.

В-четвертых, это – значительное снижение государственного администрирования и контроля над здравоохранением и образованием, что говорит само за себя. Так, например, высвобожденное государственное время можно использовать более эффективно.

Таким образом, граждане начинают платить за здравоохранение и образование, но взамен получают возврат абсолютно тех же средств в виде повышенных пенсий, увеличенных пособий по материнству и нетрудоспособности, зарплат полицейским и военнослужащим. Если вы правильно поняли корень статьи, то главный источник повышения уровня жизни граждан заключается в снижении коррупции и повышении эффективности экономической системы Казахстана с благоприятным эффектом на производительность.

 

Техника исполнения

В то же время, раз уж Казахстан вводит обязательное медицинское страхование, в будущем покрытие медуслуг может происходить, в том числе за счет частичного покрытия государством расходов на обязательные медстраховки.

Актуальный вопрос: каким образом производить приватизацию школ и больниц? Учителя и врачи соответственно могут организовать акционерные общества, как вариант, с паритетным распределением долей (без мажоритарного контроля), и после этого получить от государства всю необходимую госинфраструктуру в долгосрочную аренду с правом ее выкупа через определенное время. Такая схема позволит не затягивать процесс перехода от одной системы к другой. Акционирование с публичным распределением долей среди работников позволяет в своей основе выбирать в качестве первых руководителей учреждений действительно заслуженные кадры. Ясный карьерный рост – явная мотивация для работников с эффектом снижения текучести кадров.

Следует отметить, что часть госучреждений целесообразно оставить в собственности у государства в силу отсутствия у них низкого коммерческого возврата инвестиций – например, объектов в малонаселенных пунктах или специализированных институтов, требующих очень высоких капитальных расходов.

В случае одобрения предложенной концепции начинать можно с крупных городов, в которых наблюдается конкуренция между государственными и частными институтами. Причем на первом этапе после приватизации можно сохранять госотчисления на заработную плату персонала, чтобы выстроить равномерный переход всех госучреждений в рамках одного города на новые правила. Это нужно, чтобы избежать ненужного скачка в ценах на услуги и связанного с ним бегства пользователей услуг от одного учреждения к другому. Кроме того, это позволяет осуществить переход от государственной собственности к частной довольно мягко с возможной промежуточной оценкой этой коренной реформы.

 

Немного слов о крупных госхолдингах

Как многие могли заметить, в настоящий момент в Казахстане на полном ходу идет большая кампания по выявлению коррупционеров. Проблему можно решать так как есть сейчас, а можно устранить основание для ее существования, например, через ускоренную приватизацию крупных госхолдингов. При этом сделать крупные важные объекты абсолютно публичными. Условия: включение в листинг национальной биржи, распределение акций только среди граждан Казахстана, введение абсолютно независимого совета директоров, который избирается путем голосования народных акционеров, сохранение блокирующего контроля в руках государства только по стратегическим объектам.

Первое преимущество: уже отмеченное «чем меньше гособъектов, тем меньше коррупции». Второе: снижение роли государства в экономике и, как следствие, более правильная работа свободного рынка. Третье: повышение эффективности существенной части казахстанских предприятий. Четвертое: повышение производительности экономики за счет сокращения количества работников, занятых в госпредприятиях, с возможностью реализовать себя в других отраслях.

 

Вместо эпилога

Последнее, что остается отметить, что не стоит бояться коренных реформ, меняющих само представление людей о привычном укладе жизни. Когда-то в сельскохозяйственной отрасли США работало до 90% населения страны, и когда встал вопрос о потере рабочих мест в секторе, первой реакцией американского правительства была защита отрасли. Но сегодня в этом секторе работает только 3% американцев, и спустя время стало очевидно, что государству не следует сопротивляться переменам. Достаточно лишь создавать условия для плавного перехода людей из одних отраслей в другие, которые обещают лучшие перспективы и более высокий заработок, а для экономики – увеличение ее производительности и всеобщий рост благосостояния граждан.

Мое предложение – спорное, особенно, если учитывать, что многое зависит от исполнения и в отсутствии подтверждающих бюджетных вычислений. В крупных развитых странах мира, как правило, государство работает в здравоохранении и образовании вместе с бизнесменами из частного сектора, но, например, в США эти отрасли в своем преимуществе являются частными. В Сингапуре, например, который так часто приводят в качестве примера в Казахстане, медицина является гибридной. И уж точно везде в развитых странах мира участие и влияние государства в экономике сведено к минимуму.

Данную работу имеет смысл прочитать вместе с анализами, которые были посвящены обязательным медстраховкам и сравнительным преимуществам стран в выпуске товаров. Ссылки на них находятся ниже. Я же после написания этой статьи буду потихоньку собирать необходимую статистическую информацию.

 

Связанные статьи на Корнере:

Анализ: Абсолютные и сравнительные преимущества стран в выпуске товаров (20.07.17)

Анализ: Блеск и нищета обязательной медстраховки в Казахстане (30.06.17)

Анализ: О повышении производительности казахстанской экономики (11.05.17)