Как сворачивают "Народное IPO"

28.05.2019 в 10:27

 

Членам Совета директоров АО «КазТрансОйл»

Независимым директорам АО «КазТрансОйл»

Фрейсине А., Агостини В., Мухашову А.

 

Копия:

Председателю Правления

АО «НК «КазМунайГаз» Айдарбаеву А. С.

 

Председателю Правления

АО «ФНБ «Самрук-Казына» Есимову А. С.

 

Председателю Правления

АО «Казахстанская фондовая биржа» Алдамберген А. У.

 

от “Qazaq Association of Minority Shareholders (QAMS)”

Non-Profit Organisation

 

Запрос

В соответствии со Статьей 14, п. 1, пп. 8) Закона РК «Об акционерных обществах», обращаемся к Вам с нижеследующим запросом.

Как известно, АО «КазТрансОйл» (далее – КТО) в декабре 2012 года стало дебютантом Программы «Народное IPO», создав положительный прецедент для локального рынка ценных бумаг и тем самым открыв дорогу для размещения акций других акционерных обществ с государственным участием, в частности, АО «KEGOC» и АО «НАК «Казатомпром».

Между тем, изначально высокий уровень транспарентности в раскрытии информации для инвесторов сменился последующей закрытостью компании по ключевым вопросам деятельности. Так, например, в отличии от других казахстанских эмитентов долевых бумаг, которые практикуют различные форматы коммуникаций с инвесторами и аналитиками (включая конференц-коллы), КТО не предоставляет минимально необходимую для принятия инвестиционных решений информацию относительно своей деятельности, в частности, по таким вопросам, как: видение перспектив развития компании; возможности увеличения капитализации; корпоративная стратегия; инвестиционные планы с влиянием на дивидендную политику КТО; возможные риски для акционеров, связанные с деятельностью эмитента. Такой уровень коммуникаций с инвесторами и миноритарными акционерами, очевидно, негативно отражается на рыночной капитализации КТО, сократившейся за последний год на 25%. В частности, в настоящее время миноритарные акционеры КТО не располагают информацией, с чем связано существенное сокращение размера дивидендов по результатам деятельности КТО за 2018 год и, что не менее важно: каковым в будущем будет тренд дивидендных выплат. В предыдущие годы КТО придерживалась политики увеличения ежегодных выплат акционерам.

На основании вышеизложенного “Qazaq Association of Minority Shareholders (QAMS)” Non-Profit Organisation (некоммерческая организация «Казахстанская Ассоциация Миноритарных Акционеров») обращается к Вам с запросом относительно разъяснения ряда вопросов, связанных с деятельностью компании, в том числе касательно консолидированной финансовой отчетности за 2018 год.

В части основных средств:

В связи с чем сложилось увеличение обесценения основных средств с 38 млн тенге до 2 млрд 649 млн тенге? В связи с чем произошло увеличение прочих расходов с 1 млрд тенге до 5,8 млрд тенге?

В части контроля над операционными процессами:

В 2018 году КТО отразила ущерб в отношении своих клиентов из-за ухудшения качества перевозимой нефти на сумму 1 млрд 047 млн тенге. В предыдущие годы таких случаев на столь существенные суммы не наблюдалось. Чем это объясняется? Какие меры предпринимаются компанией по недопущению таких убытков в будущем? В связи с чем произошло резкое увеличение обязательств по выводу активов из эксплуатации и рекультивации земель? Мы обращаем внимание на значительное увеличение соответствующих резервов – с 15 млрд 347 млн тенге до 21 млрд 109 млн тенге? Почему ежегодно компанией не выполняются взятые обязательства по минимальной перевалке через БМП, и соответственно КТО продолжает платить штрафы в этом сегменте?

В части управления зарубежными активами:

До сих пор арестовано имущество БНТ на 2 млрд 152 млн тенге. Рассматривает ли компания вопрос продажи этих активов? Какая вероятность экспроприации БМП? Учитывает ли КТО истощение зрелых месторождений и то предположение, что объемы компании по перевалке в будущем будут уменьшаться? При каждой проверке грузинских налоговых служб на БНТ выставляются значительные штрафы, тогда как судебные протесты компании все время проигрываются. С учетом этого, есть ли у компании какая-либо стратегия по данным активам?

В части хеджирования валютных рисков:

В совместном предприятии ККТ имеются значительные валютные займы, которые периодически приводят к существенным валютным убыткам. Так, за 2018 год доля убытков составила 2 млрд 076 млн тенге, что на 9 млрд 177 млн тенге хуже результата 2017 года. В связи с этим возникает вопрос, почему КТО до сих пор не инициирует рефинансирование данных займов в национальной валюте, принимая во внимание, что доходная часть проекта ККТ имеет выручку в тенге?

В части снижения дивидендных выплат:

В связи с чем компания отказалась от практики ежегодного увеличения дивидендных выплат? Связано ли это с реализацией инвестиционной программы? Если да, почему компания не извещает акционеров о столь существенной информации? При наличии инвестиционной программы принимает ли в расчет КТО, что акционерный капитал, на котором работает компания, требует возврата выше, чем ориентировочно 11% годовых (ставка депозита в БВУ), тогда как в 2018 году компания возвратила всего 6,4%? При наличии новой инвестиционной программы учитывает ли компания, что все месторождения, с которых транспортируется нефть, являются зрелыми и соответственно подверженными ежегодному падению объема транспортировки?

В части раскрытия общих вопросов в финансовой отчетности:

В 2018 году были ликвидированы административные управления Западного и Восточного филиала. Почему в финансовой отчетности не указано, что здания Западного филиала были переданы под общежития без отражения средств, полученных за их передачу? Были ли эти здания безвозмездно переданы местным государственным органам?

В части корпоративного управления:

Обращение QAMS с вышеуказанным запросом отражает очевидные недостатки в коммуникациях компании с инвесторами и миноритариями, раскрытии значимой информации для инвестиционного сообщества. В связи с этим возникает вопрос: планирует ли КТО улучшать уровень взаимодействия с миноритарными акционерами?

Кроме того, принимая во внимание планы АО «ФНБ «Самрук-Казына» относительно проведения IPO АО «НК «КазМунайГаз», а также положительно оценивая усилия руководства страны по повышению прозрачности корпоративного сектора, созданию условий для развития казахстанского фондового рынка, выражаем надежду на конструктивный диалог менеджмента КТО с миноритарными акционерами, повышение стандартов раскрытия информации со стороны эмитента.

Член “Qazaq Association of Minority Shareholders (QAMS)”