20 января 2017 года стало известно, что АО «Народный Банка Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» вступили в предварительные переговоры по возможному объединению. В специальных пресс-релизах двух банков было отмечено, что переговоры находятся на самой ранней стадии. В общем, это – вся информация в настоящий момент, но тем не менее, кое-что в релизах все-таки проскочило. Так, например, в релизе Народного было тактично отмечено, что сделка может не состояться, тогда как сам банк придерживается принципа рассмотрения и проведения сделок на коммерческих справедливых условиях. Не случаен, думаю, и текст о высоком кредитном качестве банка, его высокой прибыльности и росте активов. Напротив, в релизе Казкома не было ничего подобного, что перечислил Халык – по существу только информация о сильной операционной деятельности банка: недавнем ребрендинге группы и о его высоком качестве обслуживания в отделениях.
Следует отметить, что новость об объединении Халыка и Казкома циркулировала в банковских кругах довольно давно. И в частности с того момента, когда стало просачиваться информация о неблагоприятном финансовом положении Казкоммерцбанка (о чем говорил даже президент Нурсултан Назарбаев). И это не удивительно, банк сильно пострадал с момента ипотечного кризиса в США в 2007 году, тогда как последняя сделка с БТА Банком лишь ухудшила его финансовые показатели (в частности финансовый леверидж). Если коротко, то в настоящий момент ссудный портфель банка учитывают высокую долю сомнительной задолженности, рентабельность банка является низкой, доля ликвидных активов на балансе составляет ниже удовлетворительного уровня, что вкупе оказывает давление на собственный капитал и будущий рост активов. В свою очередь, чисто внутренние проблемы банка отягчают неблагоприятные внешние условия на рынке: сужение ликвидности в силу небольших цен на нефть и действенности политики инфляционного таргетирования, перекредитованность казахстанской экономики и падение цен на недвижимость и, наконец, крайне тесная конкуренция в банковском секторе. Но есть и плюсы: Казкоммерцбанк является системообразующим банком страны, и может рассчитывать на полную поддержку со стороны государства. И да! В банке, на мой взгляд, выстроена действительно превосходная операционная деятельность. Но если государство и может краткосрочно поддержать банк ликвидностью и собственным капиталом, то с поддержанием роста активов дела обстоят сложнее, поскольку банк является очень крупным и требует потенциально большой помощи. Я думаю, это понимают в нашем правительстве, что собственно видно невооруженным взглядом, если принять во внимание, что консолидированные активы банка превысили 5 трлн. тенге.
По сравнению с Казкомом Народный Банк общепризнанно имеет намного более лучшие финансовые показатели. Так, качество кредитного портфеля в реалиях казахстанской экономики является относительно высоким, рентабельность банка – высока, тогда как на балансе ощущается избыток свободной наличности, что в целом позволяет банку расти довольно неплохо – так, как это позволяет неблагоприятный рынок. Если коротко, Народный Банк является очень хорошим банком, Казком – по финансовым показателям слабым институтом, и их потенциальная сделка может привести к появлению хорошего середнячка. Государство, которое заинтересовано в стабилизации ослабевшей за годы кризиса банковской системы и снижения чрезмерного уровня конкуренции в секторе, уверен, заинтересовано и в сделке Халыка и Казкома. Хотя бы потому что это очень быстрый и по сути единственный вариант стабилизации сектора. И здесь возникает вопрос: сможет ли Халык Банк отказаться от нее, когда на карту поставлено решение столь важных вопросов с государственной и макроэкономической точки зрения? Напомним, в прошлом Народный Банк смог проявить решимость и отказаться от покупки проблемного БТА Банка, но в тех условиях помимо Халыка в качестве потенциального покупателя сопоставимых масштабов был Казком. Сейчас, как видно, такой замены нет, и, если Халык откажется от сделки, государству ничего не останется как поддерживать банк самому.
Кто-то может задуматься над еще одним вариантом: привлечении иностранного инвестора в Казком. Но в текущих реалиях этот сценарий маловероятен. Как было отмечено, рынок перекредитован, перегружен плохими долгами и стеснен высокой конкуренцией, в том числе со стороны государственных институтов развития, что в среднесрочной перспективе говорит об узком потенциале роста и доходов. К тому же опыт показывает, что инвесторы уходят из банковского сектора Казахстана, а не приходят в него. Так, с рынка ушли UniCredit (продажа АТФБанка местным инвесторам), HSBC (продажа одноименного бизнеса Народному Банку), Kookmin (недавно объявленное намерение реализовать свой пакет местным инвесторам во главе с Цеснабанком).
Следует отметить, что между Халыком и Казкомом наблюдается отсутствие значимой экономической синергии, что подрывает экономическое обоснование потенциальной сделки. Что такое синергия? Ну это, например, когда я выпускаю автомобили, а компания, с которой, я хочу объединиться, работает над созданием электронных роботизированных систем. Мы объединяемся и через некоторое время начинаем выпускать автомобили, ездящие без участия человека. В этой же сделке два банка почти полностью копируют друг друга в операционной деятельности – в кредитовании и прочих видах услуг, количестве филиалов в регионах, банкоматной сети, и даже на узком рынке ценных бумаг Казахстана. Халык имеет дочернюю организацию Halyk Finance, Казком – Казкоммерц Секьюритиз и БТА Секьюритис. Иными словами, если сделка состоится объединенный институт будет стремиться как можно скорее отсечь от бизнеса все дублирующееся, что чревато ликвидацией дочерних организаций, филиалов, структурных подразделений и, как следствие, сокращением персонала. Одним словом, всем тем, что происходило при объединении Казкома и БТА. В общем условно 1+1 не будет 2, а будет все та же единичка с небольшими копейками...
И так, для Халыка потенциальная сделка является невыгодной и ненужной. Помимо большой технической сложности, которая она обещает (в частности масштабная реструктуризация, которая последует после ее объединения), она приведет к ухудшению финансовых показателей объединенного банка из сильных в средние. Казкому сделка жизненно необходима. Государству же она поможет стабилизировать банковский сектор и понизить чрезмерный уровень конкуренции в нем. Но стал бы Казком делать оферту, заранее зная, что ответ будет нет? Думаю, в этот раз Народному не удастся уйти от объединения…
Что на фондовом рынке несет эта потенциальная сделка? Простые акции Халыка торгуются на KASE и в международном секторе LSE в виде ГДР. Казкоммерцбанк является по сути непубличной организацией (если не принимать во внимание номинальное нахождение акций в листинге). Как некоторые могли догадаться 20 января, в момент выхода новости о потенциальном объединении, ГДР Халыка рухнули с 6,76 до 6,00 долларов за ГДР. Примечательно, что падение началось 19 января. За этот день бумаги опустились с уровня 7 долларов – пика с августа 2015 года. В настоящий момент ГДР Халыка торгуются на уровне 5,73. Ставить ли акции банка в шорт – большой вопрос с учетом их низкой ликвидности, но, если говорить о покупке акций, то лично я бы пока воздержался. И в особенности, если речь идет о долгосрочном вложении.