В Казахстане проводится Универсиада. Знаковое событие для истории страны и ее настоящего имиджа. Надо отдать должное властям - проходит она действительно на высоком уровне. Однако ее проведение омрачает несколько обстоятельств. Я не скажу, что они существенные в масштабах события, но говорю о них поскольку они имеют некоторое значение с макроэкономической точки зрения в силу своей хрестоматийности.
В частности сегодня меня привлекла новость, опубликованная на сайте Нур.кз, о том, что перекупщики продают билеты на соревнования Универсиады по цене в 10 раз дороже их номинальной стоимости. Наверное не нужно говорить, что в официальных кассах билетов нет. Что это - сговор алчных людей, как это пытаются выставить, или все таки неправильно установленная ценовая политика? Предлагаю подойти к вопросу с точки зрения макроэкономической теории, и если сделать так, то в голову приходит сразу два базовых экономических принципа - субьекты реагируют на стимулы и все, что работает неэффективно, уходит в тень. По-моему, это как нельзя кстати, описывает происходящее.
Цены на билеты однозначно должны были быть установлены значительно выше их текущей официальной стоимости, причем на таком уровне, чтобы для посредников участие в перепродаже стало неэффективным. Давайте проведем небольшие расчеты в рамках статьи, хотя все должны понимать, что в реальности этот расчет должен быть экспертным и обоснованным. И так, известно, что в официальных кассах билеты стоимостью от 500 до 700 тенге были выкуплены полностью. При этом цены, которые устанавливают перекупщики (как видно, из статьи, от 6000 до 12000 тенге), очевидно, включают в себя возможный убыток от нереализации части билетов - журналисты жаловались на пустые трибуны. Поэтому для государства, заботящегося о полной заполняемости трибун, очевидно, что цена должна была быть установлена не на текущем рыночном уровне (то есть цене перекупщиков). Не трудно догадаться, что правильная рыночная цена, обспечивающая полную заполняемость залов, лежит между официальной ценой и установившейся в настоящий момент рыночной. Чисто субьективно предположу, что она должна быть на уровне 4000-8000 тенге в зависимости от вида соревнования и потенциального накала страстей.
Сразу найдутся критики предложенной мной системы. В частности по вопросу, что олимпиада станет недоступной для социально-уязвимых слоев населения. И этот вопрос можно решить. Самыми действенными способами является адресное представление билетов, а также розыгрыш билетов во всевозможных викторинах по телевидению и радио. Вот такое решение, и, на мой взгляд, оно точно лучше, чем то, что мы видим сейчас: дорогие билеты, учитывающие опрелеленный процент их нереализации, и наполовину полные залы.
И еще раз подчеркну главный посыл этой статьи: все, что работает в государстве неэффективно, порождает теневой рынок. А с тенью надо однозначно бороться путем совершенствования законов. Надеюсь, этот вопрос не вызывает сомнений.
Неэффективность законов в жизни встречается чаще, чем многие это предполагают, даже в тех случаях, когда она кажется решенной. Хороший пример - при продаже автомобильных номеров. Да, государство ввело реализацию "золотых" номеров (777, 001, 200 и так далее), что отчасти решило проблему незаконной реализации госзнаков, но в тени осталась значительная часть так называемых "серебрянных" цифр в номерах (зеркальных, а также обозначающих марки автомобилей - 570, 530 и так далее), а также сочетание букв, формирующих определенные слова. Это почва для коррупции? Безусловно, да, и это надо также устранять путем совершенствования законов. Совершенствовать законы и никогда не забывать о том, что "субьекты реагируют на стимулы".