Сегодня на официальном сайте Акорды было опубликовано Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева к народу. От предыдущих документов Посланий его отличает то, что в этот раз оно стало письменным, а не устным. Интересный факт, но он не является предметом данной статьи. Вообще говоря, в опубликованном Послании, как это полагается, затронуто довольно много интересных тем, но меня как макроэкономиста в частности привлекли две вещи – о повышении производительности и монетарной политике. Поговорим сначала о втором.
Ранее я уже задавался важным вопросом о том, что будет с государственной и монетарной политиками Казахстана в случае значительного роста цен на нефть? Этот вопрос, к сожалению, является пока открытым. К сожалению, потому что его нерешенность не позволяет выстроить процесс правильного планирования для субъектов экономики и соответственно сдерживает их от инвестиций во внутреннее производство товаров, в первую очередь, из потребительской корзины. Так, например, будет ли избыток нефтедолларов в полном объеме поступать в экономику, как это было раньше? Как следствие, инфляция останется на уровне 6-8% в официальных цифрах? Курс национальной валюты тенге вновь начнет реально ревальвировать? Очевидно, что внутренние производители хотят долгосрочно низкую инфляцию (или на практике стабильный рост операционных расходов) и оправданно слабый курс тенге (во избежание неправомерной конкуренции со стороны импортной продукции, как это было в недалеком прошлом).
Президент еще раз акцентировал внимание на том, что перед Национальным Банком Казахстана стоит задача достижения инфляции в среднесрочной перспективе на уровне 3-4%. Задача сама по себе является благородной. Но здесь есть пару «но». Несмотря на крайнюю важность этого вопроса, в Послании он не выглядит приоритетным. Однако этому могут быть объективные причины (Послания Президента пишутся не только для экономистов). В то же время Национальному Банку было поручено понизить уровень процентных ставок на кредиты (дословно принять комплекс мер по обеспечению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге), тогда как в тексте Послания довольно часто проходит фраза «субсидировать». Это создает противоречия в монетарной политике, поскольку приведение инфляции в Казахстане к уровню развитых стран (в частности ее ожидаемой величины или, проще говоря, то, как воспринимают ее субъекты рынка) автоматически приводит к снижению процентных ставок на депозиты и кредиты. И соответственно, когда инфляция действительно понижается, пропадает необходимость в применении административных рычагов снижения ставок кредитования, включая и механизм их субсидирования. Мое решение, и я в нем убежден, что ожидаемую инфляцию в Казахстане нужно опустить до уровня развитых стран любыми способами, не откладывая его. Это в полной мере соответствует теории монетаризма.
Важно вспомнить один из монетарных принципов экономики Милтона Фридмана о том, что любые дисбалансы в экономике являются результатом вмешательства государства в свободную работу рынка. Административно ставки кредитования понизить можно, но какой эффект это даст в реальности на практике? Для поддержания конкурентоспособности банки будут вынуждены снижать ставки и по кредитованию проектов, не входящих в государственные программы. Но поскольку инфляция остается высокой, ставки на депозиты не претерпят существенной или, если говорить точно, сопоставимой корректировки вниз, а это значит, что эта мера негативно скажется на взимаемой банками процентной марже и соответственно их рентабельности. Но проблема в том, что банковский сектор и так очень слаб… А теперь порассуждаем о том, выиграют ли от снижения ставок на кредиты получатели средств? Очевидно, что сначала да, но, если инфляция останется высокой, тогда как курс будет реально укрепляться, в конечном итоге они проиграют. Механизм паритета покупательской способности приведет к тому, что внутренние производители вновь столкнутся с замедлением роста натуральных продаж или даже с их падением, тогда как рост операционных расходов будет оказывать давление на показатели рентабельности. А что может быть хуже реального снижения выручек для компаний, от которых отнимаются все последующие операционные, инвестиционные и финансовые расходы?
В тексте Послания мне не понравилось, что на Национальный Банк была возложена задача участия в повышении экономического роста Казахстана. И так, у регулятора их уже 4: борьба с инфляцией, регуляторный контроль деятельности финансовых организации и финансового рынка, управление ЕНПФ и повышение экономического роста. Первая и четвертая явно дискоррелируют. Вторая и третья мешают качественному выполнению первой задачи. В реальности должна быть только одна цель по примеру центральных банков развитых государств: борьба с инфляцией. Причем, как это ранее я неоднократно подчеркивал в своих работах, Национальный Банк должен быть абсолютно независимым органом в принятии решений. Так по какому же пути мы идем: по старому – достижения краткосрочного экономического роста любыми способами или по новому курсу – инфляционного таргетирования? Время идет, а четкого ответа пока на этот важный вопрос нет. Субъекты оправданно ждут, размышляя об осуществлении инвестиций во внутреннее производство…
Следует отметить, что несколько по-иному монетарные задачи решаются в России, которая, как известно, с недавнего времени, также как и Казахстан, перешла на политику инфляционного таргетирования. Ранее в статье под заголовком «Абсолютно нет» мы уже приводили слова главы Минэкономразвития РФ Максима Орешкина о том, что Правительство России рассматривает только один вариант недопущения укрепления курса рубля – это стерилизация поступающей экспортной выручки от продажи энергоносителей в случае роста цен на нефть. Выполнят они это или нет, хороший вопрос, но очевидно, что транспарентность в регуляторных действиях явно играет на руку соседнему государству, поскольку российские производители имеют возможность осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности даже при текущей высокой фактической инфляции.
И немного слов о повышении производительности. Мне очень понравилась инициатива Президента «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», которая должна охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования, начиная уже с этого года. Все в этом мире было построено на наблюдениях, а наблюдения по этому вопросу такие, что в Казахстане очень много молодых ребят, не находящих путей для своей реализации в жизни, вынужденных работать продавцами на рынках, мойщиками машин, разнорабочими и так далее. Именно в этой сфере автоматизация процессов и вовлечение в занятость высвобождаемых кадров может дать хороший импульс для повышения производительности казахстанской экономики. Но об этом подробнее я напишу как-нибудь в другой раз.
Полный текст Послания Президента можно найти здесь.
Подробнее о том, почему инфляцию в Казахстане важно как можно скорее привести к уровню развитых государств, вы найдете в моей книге, выпущенной еще в январе 2014 года. Если вам откровенно лень читать ее, достаточно прочитать отрывок из этой книги, который расположен здесь.
Статья «Абсолютно нет» размещена здесь.
PS. Я думаю Казахстану очень повезло с текущим председателем Национального Банка Данияром Акишевым. Помимо его профессиональных качеств важно выделить тот факт, что он является, по сути, первым председателем-экономистом, а не председателем-политиком. Это важно? Конечно. Ведь руководители центральных банков зачастую вынуждены принимать непопулярные меры в экономике. Если в будущем мы увидим, что Казахстан смог вырваться из круга накопленных экономических проблем, переломив ситуацию в экономике к лучшему, я думаю, это в значительной степени будет заслуга Данияра Акишева. И на этом фоне очень важно сейчас оградить его от любого давления извне и соответственно дать ему возможность раскрыть свой потенциал в полной мере.