О влиянии ползучей инфляции на покупательский паритет

23.01.2017 в 23:40

Отрывок из книги "О влиянии ползучей инфляции на экономику Казахстана", выпущенной в январе 2014 года. Из отрывка видно, что для сохранения конкурентных преимуществ развивающимся странам ничего не остается как добиваться и поддерживать инфляцию вблизи уровня 2%.

Адаптированный отрывок из книги "О влиянии ползучей инфляции на экономику Казахстана", выпущенной в январе 2014 года, касательно влияния инфляции на паритет покупательской способности. Из отрывка видно, что для сохранения конкурентных преимуществ в мировой торговле развивающимся странам ничего не остается как добиваться и поддерживать инфляцию вблизи уровня 2%.

Во многих развивающихся странах мира с инфляцией привыкли бороться при помощи различных инструментов, но только не через прямое регулирование денежной массы. Хотя за исключением последнего решения все они имеют существенные недостатки. Самым большим недостатком при сохранении высокой инфляции обладает регулирование валютного курса, поскольку и укрепление, и ослабление курса национальной валюты, и даже его номинальная стабильность сопровождается порождением негативных последствий для экономики. Именно сохранение высокой инфляции «запирает» валютный курс в замок, заставляя работать его против своей экономики.

Представьте, что в мире существует всего две страны – это Казахстан и США, которые выпускают различные продукты для обеспечения полноценного образа жизни своих граждан. Для облегчения примера объединим всю эту группу товаров в один единый (средневзвешенный) товар «А». В Казахстане стоимость товара «А» составляет 15000 тенге, тогда как в США – 100 долларов за штуку. Для того чтобы странам было безразлично, где продавать свой товар – у себя на внутреннем рынке или поставлять на экспорт за рубеж, – необходимо установить курс между странами на уровне 150 тенге за доллар, что вытекает из обыкновенного расчета (15000 тенге / 100 долларов). В результате если американцы примут решение реализовать товар «А» в Казахстане, они не получат ровно никакой дополнительной выручки, собственно также как и казахстанские предприниматели, планирующие поставить часть своей продукции на экспорт в США. В этом заключается сущность паритета покупательной способности между странами: стандартизированные товары, в производстве которых страны не имеют никаких абсолютных преимуществ, не должны иметь ценовых преимуществ внутри страны и за ее пределами.

Как будет развиваться ситуация, если инфляция в Казахстане превышает инфляцию в США, и соответственно товар «А» по-разному подорожает в этих странах через год? Здесь фундаментальная экономическая теория говорит, что Казахстану для сохранения паритета покупательной способности необходимо ослабить курс своей национальной валюты. Так, например, если предположить, что в Казахстане инфляция составляет 8%, и товар «А» через год подорожает до 16200 тенге, тогда как в США – 2%, и стоимость товара «А» изменится до 102 долларов, то новый курс между странами должен сложиться на уровне 158,82 тенге за доллар (16200 тенге / 102 доллара). В таком случае, если американцы решат поставить товар «А» в Казахстан, они получат выручку в размере 16200 тенге, затем продадут ее по курсу 158,82 тенге за доллар и получат в итоге 102 доллара за единицу, или ровно тот же самый результат, как если бы они продали товар «А» у себя на родине. Однако, что произойдет, если Казахстан по каким-либо причинам решит оставить номинальный курс тенге неизменным по отношению к доллару США или даже укрепить его по отношению к американской валюте? В первом случае – если номинальный курс останется неизменным, – американцы смогут продать товар «А» в Казахстане по цене 16200 тенге за штуку, конвертировать тенговую выручку по курсу 150 тенге за доллар и в итоге получить выручку уже в своей валюте в размере 108 долларов, или почти на 5,9% выше, чем у себя на родине. В случае укрепления курса тенге, скажем, до 145 тенге за доллар, американцы по аналогии уже получат выручку в размере почти 112 долларов, или на 9,5% выше, чем на своем родном рынке. Очевидно, что в последних двух случаях паритет покупательной способности между Казахстаном и США нарушается.

Из примера видно, что при разных инфляциях в Казахстане и США и неизменности номинального валютного курса между странами или даже укрепления курса тенге американцам выгодно отправить часть своей продукции за рубеж, а недостающую часть на своем рынке компенсировать увеличением реального производства. В Казахстане ситуация будет складываться диаметрально противоположно: образуется излишек выпущенного товара «А» за счет импортных поставок из США, а это значит, что казахстанские производители будут вынуждены сужать реальное производство. В итоге США за счет нарушения паритета покупательной способности между странами имеют возможность ускорить рост ВВП, тогда как в Казахстане столкнутся с регрессом экономического роста.

В Казахстане в условиях снижения продаж предприниматели примут решение понизить свои отпускные цены для стимулирования их увеличения, что отрицательно повлияет на рентабельность внутреннего бизнеса со всеми вытекающими отсюда последствиями для экономики страны. При этом американцы, располагая дополнительным валютным доходом, могут безболезненно осуществить ответное понижение. В случае неизменности валютного курса – до 15300 тенге (или на 5,6%), а в случае ревальвации тенге до 145 тенге за доллар – до 14790 тенге (на 8,7%). В обоих случаях американцы получат свои 102 доллара, но при этом значительно увеличат свои продажи. А смогут ли казахстанские предприниматели безболезненно опустить цены до 15300 или 14790 тенге, когда в действительности им нужно их повышать до 16200 тенге? И это всего лишь от одного года диспаритета? Думается, что нет, и им остается рассчитывать, что их товар будут покупать люди, придерживающихся идейных соображений (например, покупающие только казахстанские продукты, пусть даже и по более высоким ценам).

По крайней мере, последние 10 лет фактический уровень инфляции в Казахстане существенно превышал уровни инфляции в развитых странах мира, и это, несомненно, легло тяжелым бременем на внутренних производителей в конкурентных отраслях страны. На рисунке ниже представлена проекция курса тенге по отношению к доллару США, рассчитанного по фундаментальному принципу на основании различающихся уровней инфляции в Казахстане и США, начиная с 2003 года, в сравнении с фактическим изменением курса тенге. На рисунке можно заметить, что до 2009 года Казахстан при высокой инфляции осуществлял даже укрепление курса своей национальной валюты.

 

Расчет показывает, что Казахстану, для того чтобы вернуться в конкурентоспособное состояние десятилетней давности конкретно с США, необходимо девальвировать курс тенге до 262 тенге за доллар. В противном случае видно, что спустя 10 лет американцы при текущем курсе на уровне 152 тенге за доллар (средний курс за неполный 2013 год) могут продавать свои товары на территории Казахстана в среднем на 42% дешевле, чем отечественные производители, нисколько не теряя в своей итоговой выручке. Аналогичная проекция курса тенге по отношению к единой европейской валюте (евро) показывает, что производители Еврозоны могут продавать свои товары в Казахстане в среднем на 34% дешевле. Наконец, соответствующая проекция курса тенге к китайскому юаню свидетельствует о том, что Китай может продавать свои товары на 16% дешевле в Казахстане, чем отечественные предприниматели. В 2008 году – перед осуществлением Казахстаном в феврале 2009 года одномоментной девальвацией курса тенге на 25%, – США, Еврозона и Китай могли продавать свои товары на территории Казахстана соответственно на 43%, 27% и 31% дешевле, чем отечественные производители, но даже после девальвации тенге неравноправные торговые отношения этих стран с Казахстаном сохранились.

Все это говорит о том, что сложившийся диспаритет покупательной способности Казахстана в международной торговле не оставлял внутренним производителям страны никакого шанса оказать достойную конкуренцию импорту из развитых государств. Если еще и прибавить к сложившемуся диспаритету качественные факторы, такие как более лучшее качество товаров развитых государств в силу их высокой интеллектуально-технологической развитости, а также эффект масштаба торговли, за счет которого достигается разводнение корпоративных расходов и следовательно удешевление себестоимости выпускаемой продукции крупными государствами, то соблюдение Казахстаном паритета в торговле с развитыми странами мира приобретал двойную актуальность.

Конечно, торговыми партнерами Казахстана являлись не только развитые страны мира с низкой инфляцией, но и государства, имеющие высокий прирост потребительских цен. Тем не менее, в условиях свободного рынка ситуация от этого меняется мало. Казахстан не теряет паритет покупательной способности к таким странам, но на основании примеров, представленных выше, можно прийти к безусловному выводу, что казахстанские товары и импортная продукция из развивающихся стран (с высокой инфляцией) проигрывала конкуренцию в торговом поле Казахстана товарам из развитых государств.

 

Связанные статьи на Корнере:

Книга "О влиянии ползучей инфляции на экономику Казахстана" от января 2014 года