Сегодня на сайте Ленты.ру появилась весьма занимательная новость (новость от 20 января), которая ожидалась мною довольно-таки давно. Глава Минэкономразвития России Максим Орешкин на проходящем форуме в Давосе рассказал о единственном, по его мнению, здоровом способе стабилизировать рубль, который, как можно было заметить, имеет с недавнего времени тенденцию к укреплению во многом по причине роста цен на нефть. В статье под словом «стабилизировать», судя по всему, предполагается недопущение существенной ревальвации курса рубля, поскольку очевидно, что это худшее, что может произойти после официального перехода Банка России на политику инфляционного таргетирования, существенной девальвации рубля последних лет и кратковременного сильного инфляционного скачка, вызванного девальвацией. Худшее, потому что внутренние производители России, собственно как и остальные субъекты рынка, строя свои действия на ожиданиях, рассчитывают, что правила игры будут понятными. В частности ожидают, что Центральный Банк будет скрупулезно следовать выполнению заявленных целей: достижение низкого показателя ожидаемой инфляции и сохранение слабости рубля с объективно понятной волатильностью.
В частности на вопрос, рассматривают ли в Правительстве России другие меры для ограничения колебаний курса национальной валюты, он ответил: "Абсолютно нет".
Вообще говоря, действия Правительства и Центрального Банка России с недавнего времени и конкретно с момента смены стратегического приоритета с достижения роста ВВП любыми целями на достижение низкой инфляции лично у меня вызывают уважение. Конкурентное производство страны значительно повысилось, и если власти РФ сохранят решимость следованию политики инфляционного таргетирования можно вполне оправданно ожидать выхода роста ВВП России на качественно новый уровень в долгосрочной перспективе. Здесь можно рассчитывать и на быструю диверсификацию экономику, и соответственно уход от зависимости от добывающего сектора. Но все это, тем не менее, с одной поправкой. Пока еще, даже с учетом опубликованной новости, не совсем ясно как поведут себя власти РФ при возврате цен на нефть, например, на уровень 100 долларов США за баррель. Не возникнет ли снова соблазн вернуться к старой и бесперспективной стратегии наращивания государственных расходов для краткосрочной акселерации роста ВВП и соответственно отказаться от политики инфляционного таргетирования? Прецедента пока такого нет. В этом есть большой текущий риск для экономики России.
Следует отметить, что я не зря слежу за действиями политического истеблишмента северного соседа, поскольку в отличие от Казахстана он является более транспарентным в вопросах разъяснения государственной и монетарной политик. Именно по действиям властей России я пытаюсь предугадать какие действия в будущем выберет Национальный Банк Казахстана. Но пока лично мне очень нравится, что наш Национальный Банк, несмотря на ревальвацию рубля, не позволил нашей валюте тенге существенно укрепиться. Как известно, пара USDKZT все еще держится выше уровня 330 тенге.
Таким образом, намерение властей России, высказанное министром экономического развития Орешкиным, я считаю очень своевременным. Но в то же время помню, что с учетом особенностей государственного устройства России необходимо услышать подобное заявление от самого президента Путина. Пока же мне не нравится, что недавно Путин отдал распоряжение главе Центрального Банка Эльвире Набиулиной рассмотреть возможность снижения процентных ставок на кредиты в регионах (новость от 7 января). Думаю, эта новость не понравилась не только мне. Понятно, что это говорит о недопустимом вмешательстве исполнительной власти в деятельность независимого центрального банка. Но более важно, что оно может раскрывать нетерпение или непонимание преимуществ, которое несет снижение ожидаемого показателя инфляции до уровня развитых стран. Ведь если инфляция придет к уровню 2-3% (в первую очередь в головах людей), это автоматически приведет к снижению процентных ставок на депозиты и кредиты.
Таким вопрос, как поведут себя России и Казахстан в случае существенного роста цен на нефть продолжает оставаться все еще открытым. Но я слежу за этим.
Почему странам следует строго придерживаться политики достижения и сохранения инфляции на уровне развитых стран, как единственном способе достижения долгосрочного экономического роста, я ранее уже раскрыл в своей книге. Кому интересно почитайте…